Вышенский монастырь

В тех местах, где сходятся границы периферийных регионов, вдали от больших городов, природа не скупится ни на что.

Вышенский монастырь. Фото

Медвежий угол

Дальний юго-восток Рязанщины — лесная часть Шацкого района — лежит на границе с Пензенской областью и Мордовией. До ближайшего райцентра (будь то Тамбов, Пенза, Саранск или Рязань) не меньше двухсот километров. В глухие леса таких окраин забредают давно ставшие редкостью в наших краях бурые медведи. О том, что где-то в этих лесах бродит косолапый, рассказывает, в частности, бывший директор Окского биосферного заповедника Святослав Приклонский. Местные леса, в которых встречаются дубы толщиной в полтора метра и вековые сосны, разрезает долина реки Выши, приютившая множество видов животных и растений, занесённых в Красную книгу.

У места впадения Выши в Цну расположился старый сосновый бор, где в середине XX века местные биологи энтузиасты обнаружили колонию серых цапель. Эти птицы обычно попадаются на глаза когда увлечены добычей корма, прогуливаясь вдоль берегов, озёр и рек. Вспугнутые, иногда они перелетают в более тихое место. Но часто можно увидеть, что цапли улетают куда-то в лес. Быть может, на другой водоём? Оказывается, не всегда: цапли устраивают свои громадные гнёзда высоко на деревьях, и именно благодаря энтузиастам удалось сохранить от вырубки участок старого соснового бора у села Выша, где сегодня насчитывается около восьмидесяти гнёзд серой цапли. Возможно, это самая крупная гнездовая колония цапель на Рязанщине.
 dwbtnlvv nqgsxhsj -5.JPG_Thumbnail0

Монастырь на Выше

В этой глуши почти четыре столетия назад расположился Вышенский Успенский монастырь. В исторических хрониках основание монастыря относят к 1625 году — впервые он упоминается в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича Марфы. В этой грамоте Марфа Иоанновна указала нынешнее место пустыни. На прежнее жаловались монахи, опасаясь угрозы затопления в половодье. Так с левого берега Выши монастырь перебрался на правый. Расположившись в дебрях, Вышенский монастырь лишь со временем превратился в центр духовного просвещения местного населения. Было время, когда его закрывали по причине бедности и малочисленности братии: в 1724 году обитель приписали к Черневу монастырю, открыв вновь через три года. Начало возрождения оставляют за настоятелем Тихоном: он был назначен в 1800 году епископом Тамбовским Феофилом, когда Шацкий уезд отошёл к Тамбовской губернии. При игумене Тихоне были возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом, каменные кельи и каменная ограда с башнями. Главная святыня монастыря —чудотворная Казанская икона Божией Матери, во имя которой в 1831 году заложен летний каменный летний храм. Известно, что Вышенская икона Казанской Божией Матери — точная копия с чудотворного образа, обретённого 8 июля 1579 года в Казани.

В 1861 году построен Успенский храм с двумя приделами — Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. При архимандрите Аркадии был построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. Тогда же был учреждён крёстный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой. С 1874 по 1890 выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый — в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

Со дня основания до революции монастырь был мужским. В начале XX века тогдашняя власть монастырь закрыла, здания и всё имущество национализировала, а монахов выселила. В книге «Красный террор в России» на странице 103 есть абзац: «Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крёстный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: плевали, шаркали по полу, и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов. Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого». Богослужения продолжались до 1938 года лишь в Христорождественском соборе. Территорию монастыря использовали под свиноферму, детский городок, а с 1938 года здесь обосновалась психиатрическая больница. В 60-х годах прошлого взорвали колокольню.

Задумались о судьбе заброшенного монастыря лишь после канонизации в 1988 году Феофана Затворника. В 1990 году часть зданий передали для женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии патриарха Алексия II состоялось торжественное перенесение мощей Феофана в Вышенскую обитель. К 2009 году отреставрировали и Казанский собор. Христорождественский собор сегодня находится в процессе реставрации. С недавних пор с территории монастыря съехала и психиатрическая лечебница. Новые отстроенные корпусы Шацкой психиатрической больницы расположились на выезде из села Выша по дороге на Эммануиловку.

Вышенский затворник

Считается, что удивительно притягательной вышенская глухомань стала для епископа Феофана, который удалился сюда на покой в 1862 году. Сразу после молебна 28 июля Феофан отправился прямо на Вышу, поселившись в настоятельских покоях. Через пять лет он переселился в деревянный флигель, надстроенный над каменным просфорным корпусом специально для него архимандритом Аркадием. Ещё через год, ссылаясь на суетность должности настоятеля, нарушающей внутренний покой, Феофан стал подвижником — сам совершал литургии, в течение шести лет ходил по всем церковным службам. Но его не покидала мысль о полном затворе, ведь ради этого он и пришёл на Вышу. Об уединении Феофан говорил, что оно слаще мёда, а Вышу считал «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух». Его самое известное в духовном мире высказывание о том, что «Вышу можно променять только на Царство Небесное». «Вы называете меня счастливым. Я и чувствую себя таковым, – писал он. – И Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него».

 jnuaxbvwnlic nyezzucvnsiukuizoo.jpg_Thumbnail0

В своих письмах Феофан рассказывает о причине и характере своего уединения: «Меня смех берёт, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то. У меня та же жизнь, только выходов и приёмов нет. Затвор же настоящий – не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться… Я же говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку… Я ем, пью и сплю вдоволь. У меня простое уединение на время». Впрочем, молитве Феофан уделял дни и ночи. В кельях он устроил малую церковку во имя Крещения Господня, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет жизни — ежедневно. Интересно, что Феофан обладал одной из самых крупных частных библиотек того времени, более чем наполовину состоявшей из иностранных книг — он изучил несколько языков будучи шесть лет на службе в Русской духовной миссии в Иерусалиме и почти год в Посольской церкви в Константинополе в должности настоятеля. Читал Феофан классиков — как русских так и зарубежных, имелись у него книги по медицине, в основном, по гомеопатии, анатомии, гигиене и фармакологии. Феофан знал языки и занимался переводами. В духовной среде ценят его работу по переводу с греческого Добротолюбия.

Известно, что Феофан мог ответить за огромное количество писем в свой адрес — до 40 в день. В числе его занятий — иконопись, музыка, разнообразные рукоделия, выращивание растений на балкончике, наблюдение за небесными светилами. Помимо этого он сам шил для себя одежду. Писал Феофан вплоть до своей кончины 6 января 1894 года: все тексты писателя-затворника пронизаны мыслью о спасении души. В кельях Феофана после его кончины обнаружили телескоп, два микроскопа, фотоаппарат, анатомический атлас, шесть атласов по географии, а также по церковной и библейской истории. К сожалению, из этих предметов ничего не уцелело. Утрачена и библиотека Феофана: приобретена у наследников московским купцом Лосевым и принесена в дар московской Никольской церкви в Толмачах.

Повторить подвиг епископа можно по дороге М5 из Москвы на Шацк через село Конобеево. Отсюда ещё примерно 15 километров нужно пробраться на восток.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова, Алексей Водорезов