Печерниковские выселки. Никольский храм

Местечко на речке Козловке в десятке километров от Михайлова в своё время освоили переселенцы из соседнего села Печерники. Вслед за жителями переехал и храм.

Печерниковские выселки. Никольский храм. Фото

Это история о храме во имя святителя Николая Чудотворца в селе под названием Печерниковские выселки. Очертания его видно с дороги, если ехать по трассе М6 «Каспий» Москва – Астрахань от михайловской развязки в скопинском направлении.

Нынешние Печерниковские выселки давным-давно звались ещё и Козловскими, по имени ближайшего притока речки Локни — Козловки. Исследование архивных документов за 1774-1863 годы позволило доказать, что Печерники, когда ещё был городом, имел Никольскую и Колпаковскую слободы как раз-таки на речке Козловке, — там жили пашенные солдаты. Ну а в год 1778-й, по губернской реформе императрицы Екатерины, город Печерники упразднили до села, а слободы стали Печерниковскими выселками. В 1800 году часть семей государственных крестьян из села Печерники перебрались в выселки.

Через год перенесли сюда и Никольскую церковь, что придало выселкам статус села. К семидесятым годам XIX века эта церковь совсем обветшала, и проводить службы в ней стало невозможно. Храм был закрыт и разобран. Прихожане и разные благотворители начали сбор средств для постройки нового каменного здания церкви. Всего было собрано 60 тысяч рублей, что позволяло начать строительство.

Новый каменный храм был почти готов уже в 1873 году, то есть через два года после начала строительства. Но потребовалось ещё 16 лет, чтобы полностью завершить сооружение. В храме было устроено три придела: главный — в честь святителя Николая Чудотворца, приделы — во имя святителя митрополита Алексия (освящён в 1873 году) и святого благоверного князя Александра Невского (освящён в 1888 году).

В храме хранится множество ценных предметов. Среди прочего потир, дискос из олова и дарохранительница из меди, деревянная дароносица с оловянным прибором, таинство обрядов с которой совершались ещё во времена, когда церковь стояла в городе Печерники. На чердаке храма и в ризнице сохранились царские двери и окна, а в библиотеке — до сотни старопечатных книг, в основе своей, поучений и руководств по ведению служб и проповедей. Из тех, что заслуживает особого внимания, — рукописная служба святителю митрополиту Алексию и рукописный обиход с крюковыми нотами. Из церковных документов здесь хранились: метрические книги Николаевской печерниковской церкви 1780-1795 годов и Николаевской церкви Козловских выселок с 1802 года, исповедные — с 1830 года, обыскные — с 1817 года, указ консистории 1801 года о перенесении церкви из села Печерников в Козловские выселки, храмозданная грамота 1869 года и частный план на церковную землю.

К концу XIX столетия прихожан Никольского храма было почти три тысячи душ, все крестьяне. В 1879 году в приходе открылась земская школа, отчего грамотность в выселках была довольно высокой.

Вообще, в распространении грамотности духовенство принимает непосредственное участие. Сельских училищ, находящихся на попечении духовенства к середине XIX века в Рязанской губернии насчитывалось 32 штуки и в них учащихся 913 мужского и 189 женского пола. Кроме того, в обязанности духовенства входило и образование крестьянских детей. Известно, что в 1844 году для объяснения простому народу догматов православной веры ввели чтение катихизических поучений. Поучали о том, где находится преисподняя, рассуждали о нечистой силе, лукавых духах и тёмных демонах, о добрых ангелах, спасении и блаженстве. Ну и, как правило, возбудить в слушателях внимание и охоту к слушанию могли лишь те священнослужители, которые могли умозрительные вещи рассказать понятным слогом с привлечением примеров с притчами и нравоучениями.

Приходских детей в Печерниковских выселках обучали в деревянной сторожке, которая стояла на каменном фундаменте из руин прежней церкви. Позже с разрешения епархиального начальства в этом здании был открыт приют для призрения бедных прихожан. В 1889 году в этом же доме открылась одноклассная церковно-приходская школа для девочек. Кроме того, при церкви за церковной каменной оградой в 1894 году было выстроено новое каменное здание, в котором была размещена двухкомплектная церковно-приходская мужская школа.

Взрослые же работали в поле, многие выезжали на подработки в Москву. Интересно, что в то время крестьяне, которые зарабатывали на стороне, редко возвращались домой с деньгами. Чего нельзя было сказать о трудовой копейке, добытой на своём поле. Командированный часто возвращался домой ни с чем. И вообще, часть крестьян смотрела на отходный промысел, как на средство существовать некоторое время вне своих семей, где по неимению занятий они были в тягость. Если же после уплаты подати и оброка оставались денежки, то уходили они чаще всего на покупку обуви и платья, которые при бродячей жизни быстро изнашивались и которыми любили щегольнуть перед своими деревенскими товарищами. А ещё чаще кровные тратили на виноводочную продукцию. Пьянство, в свою очередь, порождало оброчные и подушные недоимки, и, как водится, ослабляло народную нравственность и благосостояние.

В годы революции и после Никольский храм то закрывали, то открывали вновь. Регулярно богослужения стали проходить с начала Великой Отечественной войны вплоть до празднования 40-летия комсомола. После чего храм закрыли на долгие годы. Лишь в 1990-е годы восстановили богослужения, а затем преобразили и сам Никольский храм.

13

Сегодня село живёт далеко в стороне от Никольской церкви, которая стоит на высоком краю сухой балки. В хорошую погоду белокаменный храм с голубыми куполами кажется будто бы воздушным и вполне может составить конкуренцию и Смольному в Санкт-Петербурге, и церкви Покрова на Нерли под Владимиром.

Помимо прочего, существует легенда, что в версте от села Печерниковские выселки в так называемой лощине Гримов находился колодезь. И образовался он, по преданию старожилов, ударом молнии в землю. Народ верил, что это не иначе как знак, и в течение двух лет стекался к колодцу за чудесным исцелением.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова