Старая Рязань

На высоком правом берегу Оки примерно напротив города Спасска лежит городище Старая Рязань.

Старая Рязань. Фото

Оно занимает колоссальную площадь почти в 70 гектаров и приподнято над рекой на 45 метров. Ограниченное крутыми склонами оврагов и обнесённое земляными валами, городище создаёт ощущение полной неприступности. Впечатление резко усиливается, когда вы при самых благоприятных условиях в тёплую сухую погоду без дополнительных помех пытаетесь взобраться на один из склонов в обход существующей автодороги, цепляясь руками за траву в попытке удержаться от падения. И до сих пор непонятно, как зимой войска Батыя смогли взять город, ведь по преданию жители Старой Рязани героически оборонялись, обрушивая на неприятеля град стрел, обливая почти взобравшихся на скользкий обледенелый вал врагов горячей смолой. Но 21 декабря 1237 года город, продержавшись пятеро суток, пал, был разграблен и сожжен дотла, а его жители зверски убиты.

Летописная история

Направляясь на Старую Рязань, следует ознакомиться с историей места, ведь экскурсоводы на городище не водятся. Главный письменный источник— «Повесть о разорении Рязани Батыем». Этот текст — ключевой путеводитель по событиям давно минувших дней и требует внимательного прочтения. «И прислал (Батый) послов на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всём: во князьях, во всяких людях и в остальном. И послал сына своего князя Фёдора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. Батый дары принял и стал у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе просить. И сказал князю Фёдору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Фёдор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жён своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и жёнами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Фёдора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. И взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли. И во граде многих людей и жён, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мёртвые».

Подвиг Коловрата

Автор «Повести о разорении Рязани Батыем» обессмертил имя некоего Евпатия Коловрата. В этом тексте каждое слово на вес золота, ведь больше о герое из других письменных источников ничего неизвестно. Вот рассказ древнего автора, почти без купюр и правок. «Некий от велмож резанских имянем Еупатий Коловрат в то время был в Чернигове со князем Ингварем Ингоревичем, и услыша приход зловернаго царя Батыя, и иде из Чернигова с малою дружиною, и гнаша скоро. И пригна во град Резань и виде град разоренъ, государи побиты, и множества народа лежаща: ови побьены и посечены, а ины позжены, ины в реце истоплены. Еупатий воскрича в горести душа своея и разпалаяся в сердцы своем. И собра мало дружины: тысящусемсотъ человек, которых бог соблюде быша вне града. И погнаша во след безбожного царя и едва угнаша его в земли Суздалстеи, и внезапу нападоша на станы Батыевы. И начаша сечи без милости, и сметоша яко все полкы татарскыа. Татарове же сташа, яко пияны, или неистовы. Еупатию тако их бьяше нещадно, яко и мечи притупишася, и емля татарскыа мечи и сечаша их. Татарове мняша, яко мертви восташа. Еупатий силныа полкы татарьскыя проеждяя, бьяше их нещадно. И едва поимаша от полку Еупатиева пять человекъ воиньскых, изнемогших от великих ран. И приведоша их къ царю Батыю. Царь Батый нача вопрошати: «Коеа веры еста вы, и коеа земля, и что мне много зла творите?» Они же реша: «Веры християнскыя есве, раби великаго князя Юрья Ингоревича Резанскаго, а от полку Еупатиева Коловрата. Царь же подивися ответу их мудрому. И посла шурича своего Хостоврула на Еупатиа, а с ним силныа полкы татарскыа. Хостоврул же похвалися пред царем, хотя Еупатия жива пред царя привести. И ступишася силныя полкы татарскыа, хотя Еупатиа жива яти. Еупатей же исполин силою и разсече Хостоврула на полы до седла. И начата сечи силу татарскую, и многих тут нарочитых багатырей Батыевых побил, ових на полы пресекоша, а иных до седла краяше. Татарове возбояшеся, видя Еупатиа крепка исполина. И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем истмочисленых пороков, и едва убита его. И принесоша тело его пред царя Батыа. Царь Батый посла по мурзы, и по князи, и по санчакбеи, и начаша дивитися храбрости, и крепости, и мужеству резанскому господству. Они же рекоша царю: «Мы со многими цари, во многих землях, на многихъ бранех бывали, а таких удалцов и резвецов не видали. Сии бо люди бьяшеся един с тысящею, а два со тмою. Ни един от них может сьехати жив с побоища». Царь Батый и зря на тело Еупатиево, и рече: «О Коловрате Еупатие! гораздо еси меня подщивал малою своею дружиною, да многих богатырей сильной орды побил еси, и многие полкы падоша. Аще бы у меня такий служил, — держал бы его у сердца своего». И даша тело Еупатево его дружине, которые пойманы на побоище. И веля их царь Батый отпустити, ни чем вредити».

Старая Рязань сегодня

В наши дни у подножия городища вдоль реки раскинулась одноимённая деревушка в несколько постоянных жителей, с одной козой на всех, но с собственным храмом. Многочисленные туристы, поднявшись на городище, почему-то надеются увидеть развалины древних построек и пристально вглядываются под ноги, горя желанием найти что-нибудь ценное, подогретые рассказами местных жителей, чуть ли не каждый из которых «в детстве находил горсть серебряных монет или золотую подвеску». Гости, как правило, сначала направляются к «каменному кресту», где открывается грандиозный вид на заливные луга Оки и Спасск. Затем осматривают развалины знаменитой арки, наивно полагая, что это и есть руины храма, порушенного Батыем. Кто-то находит силы вскарабкаться на южные валы, особо просвещённые показывают вновь прибывшим село Шатрищи, лежащее по ту сторону от оврагов Чёрной речки у южной окраины города. И рассказывают, что именно здесь в декабре 1237 года всё пространство до горизонта было усеяно шатрами ордынского войска. А ночью у каждого горел костёр, наводя ужас на жителей города, видимо, представлявших свою незавидную участь. Так это было, или иначе, неизвестно.

Непонятно, кто и когда написал «Повесть о разорении Рязани Батыем» — главный документ, донёсший до нас историю обороны города и весть о подвиге Евпатия Коловрата и его дружины. Неизвестно, был ли автор очевидцем, или же записал устное предание далёкой старины много лет спустя. Но самый старый из дошедших до нас документов был написан через триста лет после события. Село Шатрищи в своём имени пронесло крупицу истории почти сквозь восемь веков. А сама Старая Рязань — некогда столица древнего Рязанского княжества — теперь выглядит как бескрайнее поле, обрамлённое рукотворными насыпями оборонительных валов. Здесь не осталось никаких построек. Только при раскопках археологам удалось найти сокрытые в земле фундаменты древних храмов. А знаменитая арка — это церковь XIX века, взорванная большевиками в советский период. Лишь валы, обрамлённые рвами, напоминают о былом могуществе города.

Видео: gadson1000
Ещё два объекта непременного посещения — родник в овраге Серебрянки и знаменитый валун из гранита, очередной прозванный алатырь-камнем. Валун-исполин весом со слона лежит на дне оврага у южных валов — к нему уже несколько лет не зарастает народная тропа, отчего поверхность камня усеяна слоем монет разного достоинства. В народе поговаривают будто бы это тот самый камень — указатель, который издревле лежал на древнем перекрёстке, местный подсказчик направления возможной потери коня и головы. Но это не так: камень появился на дне оврага лишь пять лет назад, а до той поры, будучи принесён ледником из далёкой Карелии, лежал 250 тысяч лет в недрах Старой Рязани. И объявился на свет лишь благодаря активно растущему оврагу, который, вгрызаясь в тело городища, извлёк на свет чудо-валун. Дело довершили местные жители, неизвестно как умудрившиеся выворотить громадину весом в пять тонн, торчавшую наполовину из склона. Поговаривают, будто бы сил копателям добавила идея-фикс: под валуном непременно ожидали найти клад. Так это было или иначе, мы точно не знаем. Старая Рязань вообще наполовину соткана из легенд и преданий. Но в итоге камень скатился на дно оврага, где и лежит поныне, притягивая туристов, верящих, что «алатырь» придаёт сил, заряжает аккумуляторы разрядившихся мобильников и выводит из запоя.

Раскопки и находки

Разорённый город спустя века превратился в пашню. Но в 1790 году неожиданно напомнил о былой славе. Местный крестьянин выпахал на городище золотую корону, изломал её и продал по частям. А в 1822 году некий Калайдович углядел у крутого берега Оки два обширных холма, возникших на месте разрушенных зданий. Вблизи одного из них был найден знаменитый старорязанский клад, а в нём 28 предметов княжеского одеяния с драгоценными каменьями. Находку прозвали «княжескими бармами». Это самый богатый из кладов Древней Руси, сокровища стали первыми экспонатами Оружейной палаты в Москве. А в 1836 году один из холмов раскопал сын спасского купца Тихомиров, и оказалось, что земля и мусор скрывали руины древнего храма, а в нём — восемь каменных гробов с останками, видимо, рязанских князей и княгинь, погибших при нашествии Батыя. Здесь же были найдены лоскуты золотой парчи, серебряные украшения и кресты. Все эти находки бесследно исчезли. Полвека спустя в 1888 году достойный секретарь рязанской учёной архивной комиссии Селиванов раскопал другой холм, и разрытые руины объявил остатками соборного храма Бориса и Глеба, также порушенного Батыем. А в 1926 году Рязанский Государственный областной музей совместно с Государственным историческим музеем (Москва) организовал экспедицию для исследования Старой Рязани. Первым руководителем Старорязанской археологической экспедиции стал профессор Городцов. С тех пор и копают.

Интенсивность раскопок на Старой Рязани наблюдается в последние полвека. Каждое лето здесь работает археологическая экспедиция. В раскопках участвуют школьники, студенты и добровольцы. Единовременное число участников может достигать 50-70 человек. Казалось бы, такими темпами можно было давно изрыть древний город вдоль и поперёк. Но на сегодня изучено лишь 6% площади городища. А всё потому, что Старая Рязань вообще не имеет аналогов: в эпоху расцвета он был сопоставим по размерам с крупнейшими городами Европы (Парижем, Римом, Лондоном), а после сожжения вообще оказался заброшен. И что удивительно, на месте уничтоженных в разное время Владимира, Москвы, Твери, Новгорода, Пронска и других городов, с течением времени выросли новые. Оттого археологи сталкиваются с большими проблемами при изучении их истории, ведь на древних слоях стоят современные дома. В этом плане Старая Рязань — «бесконечное поле» для деятельности во всех допустимых смыслах. Она упоминается впервые в летописи в 1096 году: город имел все шансы стать столицей древней Руси, но вообще исчез с лица земли.

Площадь городища чуть меньше квадратного километра. Причём как и Москва, Рязань строилась не сразу и состоит аж из трёх городов — самый маленький и древний именуемый Северным мысом, лежит в устье реки Серебрянки, на его поверхности находится современное кладбище, а у подножья — сельская церковь. Видимо, это единственное кладбище в России, устроенное выше храма. С юга и востока Северный мыс охватывает площадь Среднего города, обнесённого валом и рвом, а за их пределами лежит бескрайнее Южное городище.

Экспедиция работает ежегодно с конца июня до конца августа. Её палаточно-вагончиковый городок размещается теперь на новом месте — посреди деревни Старая Рязань в двух сотнях метров от храма. Что же ищут археологи сегодня? Конечно, простому обывателю наиболее понятна находка золотого клада. Но такое случается нечасто, да и, в целом, не так важно, хотя ценные находки всегда долгожданны. Основная задача археологов — реконструкция города, выяснение его роли и взаимосвязей в Древней Руси. Ведь кроме коротких летописных записей и упомянутой «Повести о разорении…» у историков почти ничего нет. А пишет всяк по своему. И где в тексте проходит грань между правдой и преувеличением, понять невозможно, тем более, что неизвестный автор давно умер. Оттого вся надежда на археологию.

После изнурительных часов с лопатой под палящим солнцем Старой Рязани на свет появляются крохи давно утерянной истории. Вот бусинка, явно сирийская, а вот украшения, типичные для славян бассейна Днепра. Значит, город вёл активную торговлю и был известен далеко за пределами княжества. Вот осколки глиняной посуды. Они встречаются везде и помногу. Иногда создаётся впечатление, что наши предки пользовались одноразовыми глиняными стаканами, каждый раз после обеда разбивая их вдребезги «на счастье». По типу лепки, форме донца и венчика (горлышка), а ещё по узору нынешний начальник Старорязанской экспедиции Игорь Стрикалов, сотрудник Института археологии РАН способен точно установить возраст слоя, в котором найден осколок. Таким образом, можно датировать и все другие находки из этого слоя. Вот другой экспонат — человеческий череп. Швы между костями почти затянуты костной тканью, значит, человек был в возрасте. А зубы целы все до единого, без каких-либо признаков кариеса. И так с каждой находкой. Получается, жители древней Рязани не знали проблем с зубами. Вот следы усадьбы, а в ней — жилища с остатками печи и горна. Так была обнаружена мастерская древнего ювелира. В музее Рязанского кремля под толстым стеклом хранится единственная берестяная грамота. Подобные её известны из Новгорода. Но там и ситуация другая. Влажный болотистый грунт не даёт гнить органике, потому хорошо сохраняются и дерево, и кожа, и береста. А Старая Рязань находится на высоком плато с сухим грунтом, из-за чего органика давно превратилась в плодородную почву. Но ведь люди жили не только в городе, но и у его подножья, в Посаде — там, где сегодня находится деревня. И почвы здесь сильно увлажнены. Устроенный на рубеже тысячелетий раскоп, получивший название «Мокрый», принёс массу особых артефактов. Вот деревянное корыто, пролежавшее в земле почти 900 лет. Вот кусочки кожаной одежды. Именно здесь и была обнаружена берестяная грамота, лежавшая в жидковатой грязи в виде свернутого невзрачного рулона. Сегодня каждый посетитель музея в Рязанском кремле имеет возможность изучить загадочные чёрточки, в которых угадывается целый сюжет. До находки в Старой Рязани в пределах Руси было известно десять городов с берестяными грамотами: Новгород, Старая Русса, Торжок, Псков, Смоленск, Витебск, Мстиславль, Тверь, Москва, Звенигород Галицкий. Теперь их 11.

Попутно с музейными артефактами на дне раскопов вырисовываются контуры домов и усадеб, выстраивающихся в улицы. По их размерам становится возможным понять, каковы были численность населения города, финансовое состояние жителей, степень разрыва между богатыми и бедными. В общем, наблюдение за работой археологов — штука интересная. Желающие могут присоединиться, рабочие руки адекватных людей требуются здесь всегда. Единое дело и экспедиционный дух затягивают настолько, что многие возвращаются сюда ежегодно и не мыслят лета без недельки-другой на Старой Рязани. Однако настоящая беда Старой Рязани — «чёрные археологи». Бородачи на джипах и молодые парни с рюкзачками, менеджеры самого среднего звена и бизнесмены, нагловатые или робко посматривающие по сторонам, они едины в одном. Музыка в наушниках — писк металлоискателя, под который они выкапывают сотни ям, изредка находя что-нибудь ценное, но навсегда разрушая единство культурного слоя. После их работ оказываются уничтоженными если не целые страницы, то, как минимум, приличные абзацы истории. Но с недавних пор на городище появилась охрана. Люди уникальной профессии — «охранники городища», вооруженные биноклем, неустанно наблюдают за каждым из прибывших гостей. И особого внимания удостаиваются те, в чьих руках поблескивает лопатка. Попытка копнуть закончится приездом полиции.

Старорязанские загадки

Старая Рязань раскрывает свои тайны крайне неохотно. Совершенно непонятно, почему же всё-таки было заброшено давно обжитое место. Неизвестно кто и как по каким чертежам и под чьим руководством насыпал эти валы. В настоящее время сохранилось почти два километра насыпных валов. Их высота достигает четырёх метров, ширина основания больше двадцати, их создание — результат поистине титанического труда. А строили их в эпоху, когда не было не только экскаваторов, но даже металлических лопат. Кстати, при совместной работе археологов из Академии наук, сотрудников Рязанского кремля и географов РГУ имени Есенина в 2011-2012 годах были обнаружены фрагменты вала, который некогда тянулся вдоль крутого склона долины Оки, но был уничтожен при естественном оползании склона. А значит, протяжённость вала была больше, чем на полкилометра. Но тогда ещё более непонятно, зачем наши предки насыпали вал на и так совершенно неприступном склоне. Оползни и овраги вообще довольно ощутимо порушили городище. Овраги заложились аккуратно по днищу копаных рвов и заметно увеличили перепад высот и крутизну склонов, добавляя ощущение неприступности.

Другая неясность — как жители средневекового мегаполиса обеспечивали себя водой, ведь на городище грунтовые воды лежат на глубине более 15 метров, и колодцев быть не могло. А многотысячное население постоянно требовало воды. Выдвигались версии, что город строился среди лесов, из-за чего грунтовые воды были гораздо ближе к поверхности. Строительство городских стен и бревенчатых изб привело к тотальной вырубке леса, корни перестали выдерживать влагу и уровень воды упал, иначе говоря, есть предположение, что древние рязанцы могли стать жертвой экологической катастрофы. А может и не было этого вовсе, а люди исправно спускались к реке или роднику с вёдрами.

Другая версия. В пустынях Средней Азии разбросано множество брошенных городов, развалины которых занесены песком. Они стали жертвой непостоянства местных рек, периодически прокладывающих себе новые пути. И город, воздвигнутый на реке, может в одночасье оказаться посреди пустыни, во многих вёрстах от воды. Но может ли нечто подобное произойти в лесной зоне центра Европейской части России? В шести километрах к югу от городища Старая Рязань лежит центр притяжения рыбаков — здесь сливаются Ока и Проня, в экономическом отношении это место наиболее удобно для постройки города. Меж тем здесь сохранились валы небольшого спутника Старой Рязани — Ново-Ольгово городка. Учёные-географы считают — Старая Рязань возникла отнюдь не на отшибе, а у места слияния двух рек, а после падения города русло Оки сдвинулось к югу. От места былого потока сохранился затон у города Спасска. Какая же сила могла заставить столь мощную реку изменить течение, да ещё и так резко? Несколько лет назад эта версия считалась фантастической, но недавние исследования рязанских географов показали — в эпоху древней Руси в X-XII веках климат был теплее современного. В зимнее время снег хотя и выпадал, но льдом реки намертво не покрывались, частые оттепели плавили снег, и талые воды тут же уносила река. В итоге к весне снежный покров был невелик, и таять было почти нечему. Поэтому и половодий не было. Реки текли равномерно в течение года и катастрофических смещений русла не случалось. В доказательство при раскопках почвы современных заливных лугов был обнаружен плодородный слой, некогда лежавший на поверхности и развивающийся только вне поймы. А затем он был многократно перекрыт речными наносами. Появление половодий, совпавшее по времени примерно с периодом падения города, привело к особому эффекту. Мощный сток воды при весеннем таянии снега привёл к резкому смещению русла Оки на юг. Но это пока лишь гипотеза, требующая дополнительных доказательств. К тому же, по последним данным археологов, жизнь в городе не прекратилась, а теплилась ещё пару столетий. Но в итоге исчезла совсем.

А ещё до сих пор неизвестно ничего о том, где произошла великая битва дружины Коловрата с войском Батыя, и где лежит тело. И это ещё одна большая загадка Старой Рязани.

Как добраться

Для тех, кто на машине. Добраться до городища можно двумя путями. Во-первых, во все сезоны года можно доехать по асфальту по трассе M5. За Кирицами нужно не пропустить поворот на Разбердеево. Дорога ведёт прямиком в Фатьяновку, за километр перед которой будет поворот налево. Вам сюда. Трасса проложена по древнему разрыву в восточных валах. Въезд свободный, ворот и охраны нет. Во-вторых, можно добраться из Рязани через Спасск. Доехав до центра Спасска нужно свернуть у автовокзала и доехать еще 3 километра до понтонного моста. Зимой и в половодье он по понятным причинам не работает. А в тёплое время и осенью мост на месте. Переехав плавучую переправу поверните направо и следуйте вдоль Оки. За мостиком через речку Серебрянку вы увидите деревушку и храм. Дорога сворачивает влево и устремляется вверх по склону, на котором исчезает асфальт, но появляется Старая Рязань. Дальние пределы города укажут валы на горизонте.

Для пеших странников. Добраться можно на автобусе Рязань – Фатьяновка – Исады, что ходит от Центрального автовокзала, либо на автобусе Рязань – Спасск, а далее – пешком. Наконец, существует чудесный маршрут с приключениями: на электричке или автобусе до Кириц, а затем 12 километров на север мимо усадьбы Фон Дервиза, через сосновый лесок, деревеньку Засечье, затем вдоль берега Прони мимо старой дубравы, а далее от слияния Прони с Окой у деревни Никитино и по берегу последней прямо до городища. Ориентиром для новичков послужит знаменитая «арка». Часть пути между Никитино и Шатрищами осложнят многочисленные овражки. Но в конце сухого лета почти весь путь можно пройти по каменистому пляжу Оки.

comments powered by HyperComments

Алексей Водорезов