Сознательно сюда не приедешь. Но заставить свернуть в деревеньку могут два фактора: усталость от отсутствия дороги на пути из Шилово в Касимов и хлёсткое название населённого пункта — Лом. Выведет к нему, хоть и грунтовая, но вполне себе дорога. На въезде в Лом может невзначай посетить ощущение, что попал в раскольничий скит, где неизвестно чего ожидать от обитателей — что вот-вот на тебя выбегут оборотни и будут покусывать до седых волос. Может, оно и так, но не всем это суждено увидеть. В Ломе свои приметы — дух забытой всеми деревни, падающий храм и контактные местные жители.
Группа аборигентов-активистов ежевечерне собираются у тутошней церкви — ровно в 18.00 сюда подъезжает автолавка. Ждут её как манну небесную — магазина своего здесь нет, равно как и батюшки. Деревенские особенно гордятся своим храмом, а иные утверждают, что «такой второй церкви, если по кольцу проехать» не найдёшь, «церковь живёт, с божьей помощью поднимается», — говорят они. В июле 2018 года будут тут ставить купол.
В окладной книге за 1676 год сказано, что в селе Лом стояла деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. При храме числились: двор попа Василия, двор дьячков, у одного из которых проживал брат в своей собственной избе, двор просвирницы и 26 дворов приходских крестьян. Кто и когда возвёл церковь, в документах не упомянули. Есть сведения, что в декабре 1781 года местный помещик Кирилл Фёдорович Скорняков обратился с прошением к архиепископу Рязанскому Симону с просьбой построить новый храм в селе Лом. В обращении написал: «Имеющаяся в селе Лом деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца с приделом в честь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия начинает приходить в ветхость. Поэтому прошу благословения построить новую каменную церковь». В этом же декабре от епархиального начальства поступила Благословенная грамота на построение храма в селе Лом. Строительство продолжалось пять лет, и в 1786 году в селе появилось новое каменное здание церкви с колокольней. Длина церкви составляла 20 метров, ширина около 10 метров. Сразу же после завершения стройки, церковь была расписана и украшена иконами. Новый храм освятили в честь Рождества Богородицы и открыли для прихожан.
Сегодня храм в печальном состоянии. Четверик стоит, колокольня покосилась и отваливается, состояние её аварийное, и это очень бросается в глаза. Советская власть церковь организовала под скотный двор, и в 1990-е годы здесь всё ещё были коровники, а также загон для овец и лошадей. Один местный житель вспоминает, как вычищал из храма навоз лопатами…
Молодой парень из местных рассказал, что иконы в своё время подрастащили. А ещё в церкви лежала плитка, «как будто бы мраморная». В итоге, кто-то решил её приватизировать для собственных нужд. Как утверждают местные, бог его покарал: мужик выложил себе в бане церковной плиткой пол, но уже через несколько дней баня сгорела.
Сведений о дореволюционных владельцах села немного, да и невольно засомневаешься в их точности. Краеведы располагают данными, что усадьба Лом носила в своё время название Рождественское, и организована была князем Александром Ивановичем Маматовым. Затем принадлежала ротмистру, потом капитану, после коллежскому регистратору — все они явно были родственниками и носили фамилию первого владельца — Маматов. Вот только старинные надгробия, которые лежат у стен храма, имеют иные фамилии. Можно прочитать, что похоронена здесь была некая Екатерина Егоровна Дмитриева-Мамонова, урождённая Гинц. Кстати, дворянский род Дмитриев-Мамоновых имеет место в российском прошлом, как и род Маматовых. Вот такая загадочная история.
Сами жители свято верят, что название села родилось, благодаря силе ветров, которые бушевали в этих местах и систематически сносили деревья. И что, мол, назвали село «бурелом», которое в итоге подсократилось до Лома. Но это уже весьма сокращённая версия нынешних ломовчан. Рязанский краевед Арсен Бабурин в своё время выяснил у местных, что когда-то здесь рос сплошной хвойный лес с исполинскими деревьями. По рассказам стариков, ломать лес и расчищать место для жилья начали в деревне Починки, поэтому деревня и носит такое название — «почин», то есть начало. Основатели Починок подсекали лес в южную сторону до водораздела дола, который представлял собой в то время непроходимую трущобу, весной и осенью заливавшуюся водой.