Троицкий мужской монастырь

Московский выезд из Рязани сегодня оставляет совсем уж слабую возможность зацепиться взглядом за купола и фасад древнейшего монашеского строения.

Троицкий мужской монастырь. Фото

Но въезжающие в Рязань по железной дороге или гужевым способом по шоссе с московской стороны вплоть до 1917 года не могли не увидеть на городском форпосте старинный Троицкий монастырь. Он возвышался на берегу реки Павловки как раз перед впадением её в Трубеж. Устье Павловки и пойма Трубежа в месте слияния сегодня — местечко заболоченное, поросшее черноольшанником и прочим редколесьем. В княжеские же времена эти места были ещё девственно чисты и захватывались в пользу охоты и других утех. По преданию, княжеский род забавлялся здесь соколиною охотой в дебрях сразу после переезда через Павловку. Возник тут княжий Соколиный двор, а сам мост прозвали «Соколенским». Но это в прошлом, нынче этот тот самый железнодорожный переезд перед станцией Рязань-1.

Издали путникам открывался вид на белокаменную колокольню и храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Выстроили их по проекту архитектора Ивана Вердеревского в 1695-м и 1697 годах. За ним — одноглавая просторная церковь в честь Иоанна Предтечи, названный после перестройки его в 1752 году — Сергиевским, в честь побывавшего в монастыре старца Сергия Радонежского.

На трёхъярусной колокольне с полукругом проезжих ворот висело восемь колоколов. Праздничный и, возможно, поэтому самый большой весил 265 пудов. Каменная ограда тянулась двумястами саженями в длину с шестью угловыми башнями. За оградой и восточными и западными святыми воротами устроилась пара десятков жилых домиков и хозяйственных построек. В том числе два каменных настоятельских корпуса для братии, баня, конюшня, амбары и погреба, гостиница и колодец. За оградой обрабатывались монастырские огороды, фруктовый сад, дававший плоды саженцев из элитного старожиловского питомника мецената фон Дервиза. Под стенами — мельничная плотина на Павловке.

Точная дата основания монастыря современникам неизвестна. Но связана с этим местом история, пропитанная легендами и домыслами. Считается, что в 1386 году будучи ещё игуменом Сергий Радонежский приехал в столицу Рязанского княжества мирить враждовавших князей. За земли и право управления страной боролись Олег Рязанский, бывший уже в солидном возрасте, и юный начинающий князь Дмитрий Донской. Остановился старец Сергий как раз в Троицком монастыре, в ту пору ещё в деревянном. Радонежский блестяще справился со своей миротворческой миссией. Итогом эпичного примирения стала женитьба Фёдора и Софьи — сына князя Олега и дочери князя Дмитрия, и «была промеж них большая любовь и дружба».

Кстати, духовного покровителя объединения земель русских высоко чтят на Рязанщине. 700-летие Сергия Радонежского не прошло мимо Рязани. В августе 2014 года крестный ход в его честь начался именно от стен Троицкого монастыря, собрав на городских улицах тысячи верующих.

В Троицкий монастырь в своё время переехала «цифирная школа». Такие школы давали только начальное образование. Интересно, что боярским и дворянским детям, их не окончившим, не дозволялось жениться. Цифирная школа переехала в московскую рязанскую часть из Семионовского монастыря, строения которого до революции располагались напротив места, где Кремлёвский вал подходит к Лыбеди. Распорядился о её устроении царь Пётр I: своим Указом цифирная школа появилась и по его распоряжению также благополучно закрылась, как и все подобные школы в России.

В год закладки Соборной колокольни на месте Глебовской башни Рязанского кремля в Троицком монастыре обустроили больницу. Это был 1797 год. Лазарет принимал раненых и больных при монастыре и в годы Отечественной войны с Наполеоном и в период Первой мировой. Хоронили страдальцев вдоль одной из бывших монастырских стен.

На территории монастыря перед алтарём Сергиевской церкви в сторону железной дороги испокон века существовал некрополь для монашеской братии и почётных граждан города. В числе захоронений — могилы дарителей главной иконы Феодоровской Божией матери в Сергиевскую церковь — супругов Анзимировых. Считается, что от иконы совершались многочисленные исцеления, свидетельства о которых фиксировали в монастырской летописи.

Похоронены здесь были: купец Юкин, на средства которого в начале XX века капитально отремонтирована церковь, попечители монастыря — Вердеевские, рязанские меценаты Рюмин, Нарышкина-Долгорукова, Живаго, Замятина-Волконская, Толстая и прочие. В десятках метров от алтаря Сергиевской церкви — могила зодчего Матвея Казакова, который в екатерининские времена перестроил половину центра Москвы. Но известие о московском пожаре в 1812 году настигло его в Рязани, разбило сердце и ускорило кончину.

В 1864 году завершилась стройка Московско-Рязанской железной дороги. Гужевое Московское шоссе перенесли по другую сторону монастыря. По прошествии времени построили новые двухэтажные святые ворота-часовню с проездной аркой и главкой, увенчанной православным крестом. Здание новых святых ворот оказалось достаточно просторным, чтобы в 1884 году открыть в нём церковноприходскую школу для полусотни детей служащих при железной дороге. Советская же власть изъяла всё имущество Троицкого мужского монастыря и определила в этих стенах машинно-транспортную станцию колхоза «Победа».

Оба храма продолжали действовать в качестве приходских церквей. 23 апреля 1919 года образовалось братство Свято-Троицкого монастыря, которое возглавил иеромонах Прокл — в будущем архимандрит, наместник обители. Впоследствии он был арестован и дважды находился в ссылках. Полностью храмы были закрыты в 1940 году, и к середине века здесь приспособились ремонтировать грузовые автомобили. Позже образованный Автоагрегатный завод распорядился историческим монастырским кладбищем, возведя на нём свои цеха. Вместе с ним пострадали и храмы, и колокольня, и монастырская ограда, потому как в разные годы размещали тут и учебный комбинат, и мастерские завода, и съёмные квартиры.

Исторический статус Троицкому монастырю возвратил указ патриарха Всея Руси Алексия II от 26 декабря 1995 года. В том же году наместником был назначен игумен Андрей (Крехов). Сегодня в монастыре действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы, Сергиевский с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах. Через год возвращения монастыря в привычный статус при нём устроили благотворительную столовую, ежедневно обслуживая до полусотни бедных голодных. Монастырь активен при встрече паломников из разных регионов страны, проводит экскурсии для школьников. Здесь три подворья и хозяйственный двор.

Сейчас Свято-Троицкий мужской монастырь относится к Рязанской и Касимовской епархии Московского патриархата и в нём проживает с десяток насельников.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова