Киструс

Древнее спасское село и сегодня имеет пристань, которая когда-то укрепляла торговые связи с Рязанской губернией, и озеро, появившееся в результате провала земли.

Киструс. Фото

Если с трассы М5 свернуть на дорогу  из Рязани в Спасск, миновать село Гавриловское и в направлении Ижевского обогнуть с севера Старорязанскую Луку, Селезнёво, Жолобову Слободу, Городец и Ужалье, можно оказаться в селе Новый Киструс. Разделение на Старый и Новый произошло в XIX веке, когда крестьяне решили переселиться на новое место. А вот здешние выгоды географического положения использовались задолго до прихода славян. К западу от села много песчаных всхолмлений — археологи обнаружили здесь стоянку эпохи неолита. Среди артефактов, помимо характерной керамики, учёные нашли отщепы кремня, предположив, что использовали их для резки. Из более поздних дославянских находок — грунтовый могильник периода третьей четверти первого тысячелетия новой эры. Его обнаружили в тридцатые годы прошлого века в пределах современной территории села Новый Киструс на левом берегу реки Кистрянки. В грунте нашлись витые гладкие дротовые гривны, браслеты, подвеска, бусы из раковин. А вот что было в Киструсе в раннеславянское время и в эпоху татаро-монгольского ига пока никто не знает.

В документах, а именно на страницах платёжных книг Старорязанского стана 1594-1597 годов, Киструс упоминается как село, вотчина боярина Годунова. Судя по окладным книгам Рязанской епархии, в 1676 году в Киструсе уже была «церковь Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в пределе Покрова Пресвяты Богородицы». К середине XIX века село, лежащее на берегу Оки на большом тракте Рязань – Касимов, выросло до заметных размеров. Построили паромную переправу через Оку и торговую пристань. Каждый год на Троицу устраивали широкую ярмарку. В базарный день в Киструсе осуществлялся великий обмен товарами между землевладельцами южной части Рязанской губернии и промышленной северной. В то время основная протока Оки проходила как раз у села. Но в начале ХХ века у Исад прорыли канал, основной поток устремился по правому руслу, как итог — Киструсская протока стала мельче.

В 1861 году жители Киструса обратились в Рязанскую духовную консисторию с прошением о перестройке ветхой Николаевской церкви, на что им предложили собрать средства и возвести в селе вместо двух деревянных одну каменную церковь с каменной колокольней. В результате, в 1869 году в селе Новый Киструс выстроили каменную церковь в честь Живоначальной Троицы. Престолов в ней было три: главный — во имя Живоначальной Троицы, в правом приделе — во имя Покрова Божией Матери, в левом — во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

Киструс рос и развивался. В начале ХХ века автор «Полного географического описания нашего Отечества» Пётр Семенов-Тян-Шанский характеризует село как «обширное» поселение, где проживают пять тысяч населения, упоминает «две церкви и две школы, много лавок, еженедельные базары, ярмарки, а также пристань на Оке, способную отгружать несколько десятков тысяч пудов, преимущественно лесных материалов». Торговые обороты села, по данным Семёнова-Тян-Шанского, достигали «66 700 рублей в год при 15 предприятиях». Это в то самое время, когда корова стоила 100 рублей, а бутылка водки — 40 копеек. В 1940 году по решению Рязанского облисполкома церковь в селе Новый Киструс была закрыта и переоборудована в сельский клуб, а в 1966 году подоспело решение и о сносе здания церкви. В 1996 году Троицкую церковь передали Рязанской епархии, и с 1998 года возобновили службу. Сегодня храм находится в процессе реконструкции.

К северо-западу от сёл имеется озеро Святое с чистой прозрачной водой, вероятно карстового происхождения. Оно имеет форму картофелины или груши, вытянуто с севера на юг на 900 метров, с запада на восток в наиболее широкой части почти на 500 метров. У южной и северной оконечности на песчаных всхолмлениях сохранились массивы соснового бора. Старожилы, ссылаясь на местные предания, рассказывают туристам древнюю легенду: озеро появилось в результате ночного провала земли в эпоху татаро-монгольского нашествия. На дно опустились жилые постройки и храм, погибло множество людей. Правдивость легенды осложняется тем, что сходные истории рассказывают жители ряда других мест в Мещере. В частности, подобное можно услышать от жителей деревни Гаврино и Белая в Клепиковском районе. Некоторые в появлении озера винят метеорит. Официальная наука придерживается версии о провале подземных полостей-пещер в известняках. Процесс носит название карста, а потому и озеро считается карстовым.

15

По свидетельству местного населения, в середине ХХ века озеро кишело рыбой, а берега его были чисты и лишены зарослей. Сегодня Святое озеро окольцовывает широкая полоса тростника. Водоём, как выяснили учёные-географы, деградировал, что связано с общим процессом понижения уровня грунтовых вод, опустились которые из-за осушительных мелиораций в прилежащей части Мещеры, а также из-за забора воды на орошение плантаций картофеля.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова, Алексей Водорезов