Преображенский храм в Большом селе

Время беспощадно выжимает из некогда уникального по сложности Преображенского храма былое величие. Но пока ещё есть шанс разглядеть редкие детали архитектурного шедевра.

Преображенский храм в Большом селе. Фото

Для тех, кто не простит себе, если не устремиться в путешествие с целью внимательно изучить действительно выдающуюся церковь, следовать из Рязани необходимо по скопинской дороге. Въехав в Пронск, нужно повернуть налево в направлении села Княжая, а затем снова налево, но уже миновав деревню Ланинка. Первым на пути и будет Большое село, которое как раз-таки и встретит Преображенским храмом.

В некогда ещё Пронском уезде об этом и впрямь немаленьком селе известно было аж с 1597 года. Церковь же возвели многим позже: в окладных книгах 1628 года имеется запись, что селом тогда владел вотчинник царя Михаила Фёдоровича Андрей Бурцев, при жизни которого в селении стояла деревянная церковь во имя Константина и Елены. Нынешняя каменная выстроена по благословению митрополита Рязанского и Муромского (Яворского) Стефана в 1712 году. Судьба митрополита довольна интересна. Стефан ещё до назначения был ближайшим помощником Киевского митрополита и неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения и ездил в Москву. В январе 1700 года митрополит, отправляя Стефана в Москву с другим игуменом, послал с ними патриарху письмо, в котором просил учредить Переяславскую епархию и поставить епископом одного из двух игуменов, присланных им. По случайности на предлагаемую должность был выдвинут Стефан. Дело в том, что умер воевода Шеин и на погребение его в присутствии царя проповедь поручили говорить Яворскому. Пётр I остался так доволен проповедью, что указал патриарху посвятить Стефана в архиереи в какую-нибудь из великорусских епархий, «где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы», хотя Стефан, тяготевший к Киеву, пытался отказаться от этой чести. Так и вышло, что 7 апреля 1700 года Стефан стал епископом Рязанским и Муромским и был возведён в сан митрополита.

Не проходит и года, как Указом царя Стефан становится местоблюстителем патриаршего престола. Пока Пётр I занимается политикой, просвещением и войной, Стефан в своих проповедях восхваляет дела государя, но в то же время идёт наперекор в вопросе о размерах церковной власти. В 1720 году Пётр назначает Стефана главой утверждённого Синода. Яворский же сочувствовал данному учреждению меньше всего: митрополит отказывался подписывать протоколы Синода и даже не посещал его заседания. Да и влияния на синодальные дела Стефан не имел — видимо, царь стремился лишь придать известную санкцию новому учреждению. За всё время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился под следствием по политическим делам. Неприятности, конечно, не продлили жизнь митрополита. Умер он в 1722 году в своём подворье в Москве. Тело его отправили в Рязань и погребли в Успенском соборе, а в начале XIX века перезахоронили в Архангельском соборе Рязанского кремля. Запомнили же Стефана Яворского как проповедника красноречивого и верного католицизму (из проповеди Стефана: «люди подобно рыбам. Рыбы родятся в водах, люди — в водах крещения; рыбы обуреваются волнами, люди тоже»).

Память о митрополите осталась и в рязанском Большом селе. Строительство церкви на деньги царского стольника Ивана Бурцева благословил именно Стефан Яворский. Но за последующие две сотни лет церковь не раз реставрировали, отчего, конечно, своего первоначального обличия она лишилась. Так, в конце XVIII века в Преображенской церкви устроили престол в честь Дмитрия Ростовского, переделали и остальные престолы. Годы шли, храм заметно обветшал и требовал большой реставрации, дождался которой в 1878 году. Капитально отремонтировали почти всю церковь: обновили росписи, купол, колокольню, окна. Таким мы видим его сегодня — хоть и заброшенный, но достойный созерцания храм, обеспеченный целым комплектом наружных изысков, требующих хотя бы начальных познаний в архитектурных терминах. Тимпан украшают ангелочки, шпиль поместился в некое подобие ракушки, окна четверика, как и колокольню, дополняют колонны, заметить можно и своеобразный растительный орнамент. Если заглянуть внутрь, то увидеть можно еле заметные остатки росписи и чудом уцелевшую деревянную раму иконостаса.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова, Алексей Водорезов