Ласково

В тридцати километрах к северу от Рязани имеется совсем небольшая, но популярная деревушка, окружённая лесом. А история у неё многовековая и знаменитая.

Ласково. Фото

Деревенька Ласково никогда не славилась большими размерами. Домов здесь немного, коренных жителей и того меньше. За шесть лет до революции построили было каменную церковь, благодаря которой Ласково обрело статус села, но прослужила она недолго. И сегодня на въезде на большой поляне перед сельским кладбищем стоит маленькая часовенка.

Пётр и Февронья

Не так давно не где-нибудь, а именно в этой часовне рязанские пары закрепили обычай бракосочетаться на глазах довольной публики. Свадебные церемонии на свежем воздухе в окружении вольногуляющих проводить задумали не с бухты-барахты, а сознательно. В 2008 году по инициативе на тот момент первой леди в стране появился новый праздник — День семьи, любви и верности. Он получил одобрение Межрелигиозного совета России, обрёл свой символ в образе ромашки и награды в виде медали за любовь и верность. Таким образом был брошен вызов западному Дню святого Валентина: в России вдруг поняли, что и нам есть, кого почитать, — Петра и Февронию Муромских. Официальный государственный праздник, правда, приходится на Петров пост, когда таинство венчания не совершается, но на Рязанщине он с лёгкостью прижился. Ещё и потому, что «Повесть о Петре и Февронии», написанная Ермолаем-Еразмом в XVI столетии, рассказывает о девушке из рязанского села, называемого Ласково.

Сказание сие довольно любопытное по содержанию и заключает сразу две истории. В первой, как покажется, присутствует сказочный момент. Пётр в нём, приходясь муромскому князю Павлу братом, спасает родственника от змея крылатого, который стал летать к невестке на блуд в облике князя Павла. Спас от сего наваждения Пётр — как и было суждено умереть змею, тот погиб от Агрикова меча, забрызгав блаженного князя своей кровью. От зловредной крови покрылся Пётр струпьями и, прослышав, что в Рязанской земле есть хорошие врачи, велел везти его туда. Где и повстречал Февронию — обладательницу не только познаний в народной медицине, но и женской хитрости, в общем, за словом в карман она не лезла, пообещав вылечить Петра лишь в том случае, если в жёны возьмёт и сделает княгиней муромской.

Со страниц повести мы узнаём, что являлась она дочерью бортника-древолаза, а вовсе не знатных кровей, отчего князь замуж не позвал, откупившись дарами. Первоисточник в деталях рассказывает о появлении Февронии в княжеском дворце, и о том, как девушка из глухого села справилась с трусливыми и алчными боярами, и как муж её Пётр добровольно отрёкся от власти ради заповеди не оставлять своей супруги. Такова легенда, нравственная часть которой о счастливых супругах, умерших в один день, и легла в основу праздника. Летописно же сказание ничем не подтверждается, разве что некоторые отождествляют Петра и Февронию с муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Правил тот в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петра. Канонизировала Русская православная церковь Петра и Февронию в 1547 году, а уже позже Ермолай-Еразм описал житие святых в известной повести. Считается, что супруги умерли буквально в один день, как и положено. Общая гробница Петра и Февронии находится в Муроме — в Троицком монастыре.

Потому праздник исторической привязки не имеет, а несёт больше мораль, чтобы помнили — семья на первом месте. Ежегодно вспоминают об этом и в курортном Ласково, которое собирает на массовых гуляниях паломников, молодожёнов, семьи нынешние, а, возможно, и будущие. Утром 8 июля служится молебен в часовне, которая освящена в честь Петра и Февронии. К полудню уже все готовы разделить с молодожёнами радость момента на публичной церемонии бракосочетания. Не забывают и о семейных парах, что в браке, а стало быть, в любви и верности, прожили 25, 30, 50, а то и больше лет. Кто знает, заходит и на старое кладбище — здесь растёт куст орешника, у которого, уже по другому преданию, молилась сама Феврония. Считается, что если к веточке привязать ленточку и загадать правильное желание, то оно обязательно сбудется.

День семьи - 6

Окрестности

И так как мероприятие летнее, то сам бог велел прогуляться по окрестностям. Сама деревня Ласково занимает вершину обширного взгорья-холмища. Такие песчаные холмы народ издавна называл островами, имея в виду положение среди топких болот. Вершины таких холмищ, как правило, плоские. Но стоит пойти от деревни напрямую в лес, — и вот уже песок под ногами начинает собираться в мозаику отдельных холмов, разделённых котловинами замшелых ям. Дальнейшее удаление в лес сопровождается общей ходьбой под уклон и после долгого спуска путник оказывается среди мшистых зарослей черники под пологом сосны и берёзы. На этой равнине разбросана россыпь озёр. Наиболее доступное из них известно как Ласковское. На старых картах именовалось Ближним. Чередование сухих боровых островов и сырых болот-мшар — вообще-то характерная черта мещёрской природы, и вековая дилемма для многих поколений её обитателей. Большинство деревень издавна возникали на островах, потому как в болотах ни строить, ни жить невозможно. Но острова эти сложены толщей песка, не способного порадовать крестьян урожаем.

За тощие пески и худородный урожай крестьяне могут благодарить московский ледник. Примерно 140 тысяч лет назад, в эпоху предпоследнего оледенения, язык ледника, рождённого в Карелии, дополз до Москвы, где остановился и стал интенсивно таять. Потоки талой воды разливались руслами громадных рек, перед которыми Ока покажется ручейком. Потоки талой воды тащили от края ледника на юг большую массу песчаных наносов, загромождая ими своё дно. А затем ледник отступил и реки сдулись. Минуло ещё более ста тысяч лет. Ледник возникал ещё дважды, но его сил хватало лишь для того, чтобы достичь Твери и Осташкова, то есть он тормозил где-то на полпути от Питера до Москвы. Ока за период с момента окончания московского оледенения постепенно размывала свои же древние наносы, утаскивая их вниз по течению в Волгу, а затем и в Каспийское море. Петляя из стороны в сторону, она притесняла свои то левый, то правый борт, будто локтями раздвигая корыто своей долины, делая его всё глубже и глубже. И сегодня непросто поверить, что песок в огородах жителей Ласково когда-то был дном древней Оки. Тот же песок лежит не вершине Лысой горы в Солотче, где открывается грандиозный вид на долину Оки и становятся понятны масштабы её геологических работ.

До конца не разгадана тайна о том, почему пески на окраинах островов собраны в бугры высотой до семи метров. По мнению географов, это настоящие дюны, возникшие ещё в ледниковую эпоху под действием ветра. Ведь во времена, когда край ледника подступал к Москве, все природные зоны смещались на юг. И рязанскую землю захватывала тундра и зона арктических пустынь, где сильные ветры при отсутствии леса и сплошного ковра трав, (а на голом песке даже в тёплом климате у растений большие трудности) ветер создавал барханы и дюны. С общим потеплением климата вернулись леса. Они закрепили подвижные дюны, заставив их замереть.

Возвращаясь к Петру и Февронии, следует вспомнить, что девушка была дочерью бортника-древолаза. Бортничество, как особый промысел, с давних пор был типичен для жителей Мещеры. Промысел заключался в поиске дуплистых деревьев, в которых устраивали колонии дикие пчёлы. Позднее придумали борть — пустотелую колоду с щелью. Её крепили на высоте к дереву, а для удобства отбора мёда у пчёл старались установить борть над толстым сучком. На таком можно удобно расположиться, выкурить пчёл и, сняв крышку с борти, извлечь до пуда мёда. Брат Февронии в момент прихода посланника от муромского князя, судя по витиеватому ответу девушки, «пошёл сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Бортничество было широко развито на Рязанщине и сохранилось в названии села Бортное Рыбновского района. Деревья с бортями представляли большую ценность, а сам мёд был предметом дани, поставки на рынки Москвы и стратегическим ресурсом для изготовления алкогольного напитка.

До недавних пор у Ласково начиналась ветка узкоколейки, тянувшаяся на восток, в сторону современного посёлка Приозёрный. Её строили в предвоенные годы для вывоза больших масс горелой древесины, как результата пожаров 1936 года. Позднее её разобрали. Сохранились лишь фрагменты песчаной насыпи вдоль асфальтированной дороги.

Бывалые туристы, ходившие в поход с пудового веса брезентовой палаткой, завязочки на входе в которую никогда не спасали от комаров, любили ходить на ласковские озёра. Они стартовали на Приокском автовокзале, седлали пригородные автобусы, тряслись на поворотах к Полково, Солотче и Заборье. И почти через час покидали транспорт в Ласково у магазина «Ласточка», откуда уже пешком устремлялись кто на Ближнее, кто на Чёрненькое, а кто и на Сегденское озёра. Собирая, в зависимости от сезона, сморчки, чернику, боровики или свинушки.

окрестности Ласково - 6

Ласковское озеро имеет площадь всего 18 гектаров. То есть в десять футбольных полей. Его глубина, видимо, не превышает пяти метров. К озеру существует два основных подхода. Первый на участке стометрового сближения с автодорогой на Деулино. Второй — через лесную дорогу к обширному пляжу. До 2010 года озеро стояло в кольце соснового леса. После пожаров и последующих работ по расчистке завалов горизонты на северной и восточной стороне озера открылись обширной прогалиной. Здесь всегда куча рыбаков, особенно в зимнее время. Из рыбы встречаются щука, окунь, карась, язь, плотва и ёрш. Именно на Ласковском озере 1 апреля уже несколько лет широко отмечают День дураков. Вход на праздник открыт всем желающим встретить Лешего, Кикимору, Водяного и хорошее настроение. А если позволит здоровье, ещё и занырнуть в прорубь.

Дорога эти края нехитрая. По автодороге Рязань – Спас-Клепики в объезд Солотчи 30 километров. По пути следования есть поворот с указателем на Ласково.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова, Алексей Водорезов