Борисоглебский собор

Самым древним храмом Рязани является Борисо-Глебский собор. Датой его основания считается 1152 год. Такая запись значится в одном из рукописных экземпляров «Степенной книги».

Борисоглебский собор. Фото

Изначально Борисо-Глебовым называлось укреплённое поселение у одноимённой церкви. Позднее оно слилось с Переяславлем-Рязанским (современной Рязанью). За прошедшие века место расположения храма фактически не изменилось — церковь каждый раз возводилась практически там же, где и прежде.

Борис и Глеб — первые русские святые. Они были единокровными и единоутробными братьями, сыновьями крестителя Руси князя Владимира Святославовича. Борис являлся ростовским князем, а Глеб — муромским. По одной версии, они были убиты братом Святополком Окаянным, по другой — братом же Ярославом Мудрым в пылу борьбы за власть. Бориса и Глеба считают небесными помощниками русских князей. В их честь построено множество храмов и монастырей.

История рязанского Борисо-Глебского собора переплетена с именем святителя Василия Рязанского, который жил во второй половине XIII века. Сначала был епископом Муромским, где показал себя пастырем мудрым и добрым. Однако горожане заподозрили его в нецеломудренности. Как говорится в житии святителя Василия, по сатанинским проискам его оболгали. В народе заговорили о блудной девице, которая посещала дом епископа. Горожане готовы были даже убить святителя, но откликнулись на его смирение, дав некоторое время свободы. Василий решил покинуть Муром. Он вышел к Оке, расстелил свою мантию и за шесть часов добрался на ней против течения до Рязани (Старой Рязани). Позднее, после окончательного разрушения древней столицы Рязанского княжества, он вновь на мантии по Оке и Трубежу добрался до Переяславля-Рязанского.

Василий Рязанский

Остановился святитель именно в Борисо-Глебской церкви. Здесь он основал новую епископию. Церковь Бориса и Глеба с этого времени стала соборной. В народных легендах сохранились некоторые подробности встречи святителя Василия у церкви. Рассказывалось, что привёз он с собой из Старой Рязани два колокола. Один из них сорвался во время разгрузки и упал в Трубеж. Там он, якобы, и остался. Поговаривают, что теперь этот колокол гудит под водой, когда раздаётся благовест на колокольне Борисо-Глебского храма.

Похоронен святитель Василий Рязанский был в этом же соборе. Три столетия спустя его мощи были обретены нетленными. В Смутное время это событие укрепило веру и дух русских. Случилось оно в 1609 году при архиепископе Феодорите, который известен тем, что возглавил посольство Земского собора, пригласившего на царство Михаила Фёдоровича Романова. Мощи святителя были перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор Рязанского кремля. Они были положены под спудом на левом клиросе возле иконостаса. В 1909 году была совершена попытка второго обретения мощей. Но, по преданию, из-под плит сначала потекла вода, а затем вырвался столб огня. От повторного обретения мощей было решено отказаться.

Сейчас на месте первого захоронения святителя Василия Рязанского установлена памятная плита. Расположена она за пределами храма, хотя похоронен он был внутри. Связано это с тем, что во время одной из перестроек церкви её немного сдвинули. Рядом с памятником святителю Василию находится ещё один такой же. Он посвящён святому блаженному Василию Кадомскому.

 

В XIX веке не нашлось бы ни одного рязанца, который не знал бы Василия Петровича Кадомского. Он родился в 1776 году в селе Шехманово в семье обедневших дворян. Овдовев, его отец перебрался в Рязань, дав детям домашнее образование. Василий Петрович был старшим сыном, ему прочили военную карьеру, но судьба распорядилась по-иному. Часть, где он служил, была расквартирована в Киеве, что дало Василию Петровичу возможность часто посещать Киево-Печёрскую лавру. Затем он оставляет службу, возвращается в Рязань и принимает на себя подвиг юродства.

Борисоглебский собор - 6

Горожане считали его словам пророческими, а поступки достойными святого. В народе его часто называли «божиим казначеем», так как всё, что люди давали ему, он передавал больным и бедным. Сам ходил в одном хлопчатобумажном халате поверх холщовой рубахи, очень мало ел. Но о других не забывал. Сохранилась история о том, как Василий Кадомский взял у одного из купцов крупную сумму денег. Тот послал своего человека проследить, куда же понадобилась блаженному такая сумма. Василий Петрович отнёс её в дом бедной старушки на руках у которой было двое внуков. Она рассказала следившему за блаженным человеку, что Кадомский сам узнаёт, что их семья находится на грани голодной смерти и всегда приходит с помощью. Блаженный Василий часто ночевал у известных купцов Рюмина или Батракова, но те и не хотели его отпускать. Скончался он в 1848 году в доме Батракова. На его же деньги он был похоронен на Лазаревском кладбище в Рязани. Могила блаженного Василия Кадомского стала местом постоянного паломничества горожан. В 1995 году его останки перенесли с кладбища к Борисоглебскому собору и перезахоронили рядом с памятником святителю Василию Рязанскому. В 1997 году Василия Кадомского канонизировали, мощи перенесли в собор и поставили памятник рядом с памятником святителю Василию. В 2001 году мощи перенесли в храм во имя святого Лазаря.

Василий Кадомский

Борисоглебский собор оставался кафедральным вплоть до двадцатых годов XVI века. В 1513 году та часть Переяславля, где располагался храм, была разорена в результате очередного нашествия татар. Собор находился в плачевном состоянии. В 1522 году в Рязань назначили епископа Иону II. Он перенёс архиерейскую кафедру в Успенский (Христорождественский) собор Рязанского кремля. А разрушенный храм решили отстроить вновь.

В следующий раз храм разрушили запорожцы гетмана Сагайдачного в 1618 году. Его 20-тысячное войско должно было объединиться с армией польского королевича Владислава, претендовавшего на московский трон. До Переяславля войско Сагайдачного дошло, предварительно взяв, разорив и разрушив несколько крепостей, включая Скопин и Ряжск. В Переяславле-Рязанском нападение удалось отбить. Осаждённые в Рязанском кремле люди молились чудотворной Феодотьевской иконе Божией Матери. Считается, что именно она защитила город и помогла дать достойный отпор. Сердце Рязани запорожцам взять не удалось, а окрестные укрепления они разрушили до камня. После этого войско Сагайдачного двинулось на Михайлов. Два дня длился приступ, так и окончившийся ничем. Через несколько дней Сагайдачный решил повторить попытку. Жители города начали готовиться к осаде. При этом они на глазах у своих врагов совершили крестный ход по стенам крепости, показав свою решимость. Когда запорожцы начали штурм, михайловцы через тайный лаз ринулись в тыл врага, нанеся им значительный урон. После второй неудачной попытки Сагайдачный ушёл от города. Неудачи у Переяславля-Рязанского и Михайлова сильно подорвали дух его войска.

Борисо-Глебский собор после набега Сагайдачного сильно пострадал. Каменная церковь развалилась. Рядом с руинами два года спустя возвели деревянную. А в конце XVII века начали строить новый каменный храм. Подряд получил зодчий Яков Григорьевич Бухвостов. Позднее он же построит Успенский собор Рязанского кремля. Строительные работы по возведению нового здания Борисоглебской церкви пришлись на 1686-1687 годы. До наших дней в основе своей дошло именно это здание.

А вот колокольню пришлось перестроить. В 50-х годах XIX столетия купец Иван Осьминин приобрёл для этого храма большой 306-пудовый колокол. Но колокольня вместить его не смогла. Он и пожертвовал на строительство новой 10 тысяч рублей. Освятили вновь построенную колокольню в 1873 году.

Борисоглебский собор - 14

 

До 1917 года в храме хранились древние чтимые иконы: резной образ Спасителя, список 1611 года Феодотьевской иконы Божией Матери, образ князей страстотерпцев Бориса и Глеба, Корсунская икона Богоматери. С 1924 года (по другим данным, с 1929 года) здание церкви начали использовать как зернохранилище. В 1935 году её закрыли вообще. Вновь открылся собор в 1946 году. С этого времени службы в нём проводились постоянно. Тогда же ему придали статус кафедрального. Христорождественский (в прошлом Успенский) собор Рязанского кремля, бывших кафедральным до смены власти, в это время использовался под архив. Эта деятельность велась в нём вплоть до 2002 года. Тогда же Христорождественский собор начал действовать вновь, и ему был возвращён статус кафедрального. Борисоглебский храм этого статуса, соответственно, лишился.

comments powered by HyperComments

Наталья Соловьёва, фото Людмилы Рубцовой