Успенская церковь в Инякино

Есть легенда, согласно которой семь веков назад оказался на берегах речки Мильчус некий разбойник Иняка с сотоварищами. Решил перевести дух в густых дебрях, да и остепенился. И назвали то разбойничье поселение Инякино.

Успенская церковь в Инякино. Фото

Было ли, не было, только места эти и впрямь располагают к созерцанию и жизни умеренной, далёкой от желания навариться на чужом добре. Сосновый бор, речушка, озеро — королевский набор, чтобы пустить корни и отойти от дел, которыми не пристало гордиться. Нынешнее село Инякино, которое обнаруживает себя в двадцати километрах к северо-востоку от Шилово на автодороге к Касимову, притягивает не одной лишь разбойничьей легендой.

Центральные улицы села растягиваются на четыре километра, с дороги не видно ещё три, расширяющие Инякино на юго-восток. В силу немалого размера здесь и своя иерархия улиц с любопытными названиями: Громада, Толкацкая, Озёрная, Мердикаль, Полевая, Пальное, Пеньки, Сергеевка и Монастырь. Украшение села — поражающий размерами храм.

Инякино - 25

Два столетия назад своё дело здесь наладил генерал Дмитрий Сергеевич Олсуфьев, родственники которого значились и среди «тысячников — лучших слуг» Ивана Грозного, и имели честь служить при дворе Екатерины Великой. Сам Дмитрий Сергеевич заимел поместье в Инякино, руководил текстильной мануфактурой — инякинское сукно шло для армейских нужд. В честь победы России над наполеоновской Францией участник этой войны Олсуфьев, уже будучи в возрасте 56 лет выделил деньги на строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Строили его всем селом. По величине ближе к собору, чем к сельской церкви. Олсуфьевский храм сохранился с 1836 года. Правда, выдержать ему пришлось при советской власти неугодное применение — в стенах собора хранили зерно, дрова, чинили трактора местного колхоза «Доброволец».

Трагичной оказалась судьба священнослужителей и монахов. В 1937 году за контрреволюционную деятельность были арестованы отец Иоанн, дьякон Дмитрий Ерофеев и церковная староста Александра Клочкова. Отца Иоанна обвиняли в агитации против колхоза, в пораженческих взглядах и в использовании религиозных чувств христиан. Отец Иоанн Архангельский и дьякон Дмитрий Ерофеев в 1937-м были спешно расстреляны. Александру Клочкову сначала осудили как «единоличницу», злостно срывавшую посев яровых. Затем добавили «враждебные настроения к советской власти» и «активное участие в антисоветской группе церковников». А всё потому, что подбивала женщин открыть храм на Пасху. Клочковой дали 10 лет лагерей.

Инякинскому Успенскому храму повезло больше, чем многим другим. Его не взрывали, не растащили на кирпич — сельчане защитили храм и не дали разрушить. Даже иконы с церковной утварью не растащили, не сожгли и не закопали, а открыто продавали в букинистических и антикварных магазинах столицы. Часть вернули сами инякинцы, хранившие иконы у себя дома, часть и по сей день пылится в чуланах. Реставратор инякинского храма Мартынов рассказывал, что икона «Крещение Руси» и князя Александра Невского оказались в храме села Городище Рязанского района, а иконы Кирилла и Мефодия — в церкви села Фирюлёвка Михайловского района. Вновь открыли храм для прихожан к концу 1980-х, помогал восстанавливать тогдашний председатель «Добровольца» Виктор Романов, а чертежи для новых куполов храма изготовил рязанский художник Виктор Иванов, решивший поселиться тогда в Инякино.

На инякинской земле, спустя два года после открытия храма, побывал патриарх Алексий II. В 1991 году он приезжал в Иоанно-Богословский и Вышенский монастыри, не обошёл вниманием и Успенский храм, назвав его величественным сооружением и благословив на восстановление. Главный престол в честь Успения Богородицы в настоящее время реставрируют — пока эта часть храма закрыта. Здесь сохранились фрески и напольная плитка с оригинальным орнаментом.

Инякино - 14

Пошаговое возрождение православной Руси, начавшееся в девяностые годы XX века, стало возможно благодаря неравнодушным людям. Не остались в стороне и жители Инякино. Всего за несколько лет были восстановлены по контурам смытые до основания росписи. Под силу украсить семиметровые стены храма оказалось Татьяне Власовой. В 2004 году она с радостью откликнулась расписать фреску в алтарной части. Теперь вспоминает, что украсить все стены зимнего придела церкви получилось уже как-то само собой. Помогал муж Леонид. Помнит, как пришлось отскребать копоть со стен, скопившуюся со времён, когда храм служил автомастерской. Татьяна состоит в Союзе художников России, имеет звание Заслуженного работника культуры и благодарных выпускников Рязанского художественного училища имени Вагнера, где преподавала живопись. Супруг признался, что семейная жизнь с Татьяной дала о себе знать: сам немножко чувствует себя художником. Леонид — известный марафонец. Мало того, что за пятьдесят с лишним лет он уже пять раз обежал экватор, так и сегодня не устаёт доказывать, что бег — это красота, здоровье и ясная голова, мотивируя на ежевечерние пробежки инякинскую молодёжь.

Православная история села не ограничивается храмом. Есть в инякинском лесу речка Пятница, которая берёт начало у деревни Нарезка. Сказывают, что несколько столетий назад приплыла по этой речушке нерукотворная икона Параскевы Пятницы и остановилась у берега. Местные признали в этом чудо, отнесли в храм, но на другой день икона исчезла. Обнаружили её вновь на реке, в том самом месте, где нашли изначально. Повторилось сие трижды, после чего решили на том месте построить часовенку. Явление иконы было на десятую пятницу после Пасхи. Народ свято верил в целительную силу этого места, где на десятую неделю со дня Пасхи собирались на крестный ход жители окрестных сёл. Праздник так и назвали — «Десяткой». По рассказам старожилов, девочка по имени Варвара, будучи слепой, прозрела, придя с матерью на этот источник.

В советское время место осквернили — здесь начали забивать свиней, а икона исчезла. Часовню же вскоре разрушили. Речку запрудили в водохранилище. Его инякинцы стали называть Святым озером. В 2008 году по инициативе уроженки села Натальи Кобызевой собрали средств на строительство небольшой деревянной часовни.

О том, чем и как жило село, каких людей воспитало, есть книга. Её автор — сотрудник церковно-исторической экспедиции Рязанской митрополии Виктор Федин делится воспоминаниями, описывает Инякино в далёком прошлом, рассказывает о старинных устоях и традициях. Любопытно, к примеру, что среди местных умельцев плести лапти и корзины нашёлся один вовсе увлечённый этим редким промыслом. Звали его Василий Николаевич Исаев. Научился он плетению, будучи школьником, плёл для начала лапти, затем шапки, кепки, рукавицы, галстук. Но решил, что и этого мало: из лыка удалось ему сотворить целый брючный костюм. А кочедык, которым орудовал Исаев, достался ему раритетный, с екатерининских времён, с рукояткой из баобаба.

Была в своё время в Инякино хлебопекарня, а потом и хлебный заводик, который относился к шиловской конторе «Заготзерно» и работал круглосуточно. Хлебом тогда снабжали всю округу. На огородах же сажали лён и коноплю. Из льна пряли холсты, коноплю взбивали в масло, а конопляные семечки добавляли в блины. Из традиционных напитков была брага, делали которую из красной свёклы. Сахара не было, и чай порой пили с солёными огурцами. А заварку заменяли сушёные листья малины.

Инякино — село любопытное не только для краеведов. Проезжая его насквозь и остановившись у храма, можно зацепиться глазом за малопонятную скульптуру. Осведомлённые расскажут, что появилась она тут в 1970-х. И творение это рук выпускников Рязанского художественного училища. И если заезжему покажется сей факт нелогичным, то местные улыбнутся, ведь Инякино — родина не одного и даже не двух известных художников. Живописец Татьяна Власова, которая реставрировала инякинский храм, из старинного рода Денисовых. Инякино — стало родным для художников Николая, Сергея и Ирины Денисовых. И для нынешнего директора художественного училища имени Вагнера Василия Колдина. Они здесь сдавали экзамен студентами. Оценить зачётную работу тогдашних выпускников можно и сегодня.

Инякино - 24

Попасть в Инякино можно по трассе М5 Москва – Челябинск, откуда съехать на дорогу Шилово – Касимов. Мимо проехать невозможно, но стоит и свернуть ради прогулки в этих лесах, где в сезон полно грибов. Загадочности поездки в шиловские места может добавить Пьяный лес — по той же трассе он найдётся за поворотом на Дубровку.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова, Алексей Водорезов