Перевлес

На Проне сохранился храм с открытой колокольней, которая на шесть метров выше соборной колокольни Рязанского кремля.

Перевлес. Фото

Село Перевлес точно существовало во времена первого из Романовых — царя Михаила Фёдоровича. Самый старый документ, где упоминается Перевлес — писцовая книга 1629 года, где среди прочих имеется короткая запись: «сельцо на реке Зелене». А далее по тексту: «За архиепископом пустошь сельца Перевлес, а в нём церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная». Тут же прописано, сколько пашни, леса и сенных покосов принадлежит церкви. Упомянуто, что лес тянулся до самой реки Прони. Сегодня, кстати, тут не осталось ни одного дерева. А указание на речку Зелену устраняет возможность ошибки. Речь в древней книге шла о том самом Перевлесе на том самом месте в современном нам Старожиловском районе Рязанской области.

Картограф и генерал-лейтенант Александр Иванович Менде служил на Кавказе, а затем в картографическом департаменте. Под наблюдением Менде были составлены межевые атласы восьми губерний России, в том числе и Рязанской. Эти уникальные карты позволяют заглянуть в прошлое, как минимум, на полтора века назад, увидеть старые названия сёл и деревень, положение русел рек, былые размеры лесов и озёр. На одном из листов Атласа Менде есть и речка Зеленка, безмятежно протекающую меж поселениями Варищи и Перевлесом. На современной топографической карте название речки почему-то отсутствует, а деревня Варищи прописана через «о».

Следующий документ, где упомянут Перевлес — грамота царя Михаила Фёдоровича, выданная в 1637 году архиепископу Антонию, здесь Перевлес всё ещё значится как «пустошь, что было сельцо» и принадлежит боярским детишкам – «Андрею Салтыкову, Степану Матыцыну и Саве Неретину». В окладной книге 1676 года указано, что в приходе Рождественской церкви, в том числе в Перевлесе и десяти окрестных деревнях, 153 двора. Из них 21 двор помещиков-дворян и детей боярских, 110 дворов крестьян и 11 бобыльских дворов. Окладная книга установила новый порог дани с храма. Если ранее церковь платила 2 рубля 27 алтын 10 денег, то теперь такса выросла, и требовалось выплачивать 3 рубля 31 алтын да 2 деньги. Скорее всего, рост объёма финансовых сборов отражал увеличение рождаемости населения.

В 1783 году на деньги помещика Василия Головнина из сельца Большого Пирогова был построен новый храм взамен одряхлевшего, но и он спустя полвека, в 1839 году, «за ветхостью был упразднён». Дело в том, что с 1824 года в Перевлесе уже велось эпохальное строительство небывалого по красоте каменного храма. Финансировал строительство помещик Иван Иванович Барыков. Потребовалось 15 лет планомерных вложений, чтобы на левом берегу Прони у места впадения речки Зеленки вырос красавец-храм с двумя приделами — Никольским и Предтеченским — и высоченной колокольней, купол которой увенчал крест на высоте 90 метров над землёй. Между прочим, высота колокольни Рязанского кремля на шесть метров ниже. Церковь была «окончена и освящена» 29 октября 1839 года.

В начале ХХ века Перевлес всё ещё был центром местной экономической и культурной жизни. Именно оно дало название ближайшей железнодорожной станции. В праздник Вознесения в селе устраивалась ярмарка. Товаров и желающих было много, и потому для раскачки днём раньше проходило «подторжье», эдакая действующая репетиция бойкой воскресной продажи. На прилавок выставлялись лошадки, рогатый скот, орудия сельскохозяйственного труда и «щепной товар». Товары везли по железной дороге и на лошадях не только из окрестных сёл и волостей, но и из Пронска, и из Спасска, и даже из далёкой Рязани. Все эти факты строго зафиксированы на страницах «Справочника по Рязанской губернии. Сведения о ярмарках и базарах» за год до прихода советской власти, ознаменовавшей начало полнейшего запустения неповторимого по красоте храма.

Даже сегодня, после десятилетий планомерных разрушений, этот храм всё ещё сохраняет свои уникальные черты. И хотя стены облупились, повсюду краснеет кирпичная кладка и виднеется белый камень, местами сохранилась лепнина, чудный орнамент и портретные барельефы. На внутренних стенах в алтарной части сохранились образы святых на старинных фресках. Вершины колонн заставляют вновь полистать учебник истории, разобраться, чем же отличается коринфский, дорийский и ионический стили. Недавно эти стены поросли лесами — начались реставрационные работы. Успели позолотить купол. Рязанская епархия сообщает, что 19 мая 2012 года, в день памяти святого праведного Иова Многострадального, митрополит Рязанский и Михайловский Павел совершил чин освящения креста храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Перевлес Старожиловского района. Казалось, жизнь закипела вновь, но ненадолго: по словам местных жителей, уже летом люди со строительных лесов исчезли, и работа встала.

На зиму в селе Перевлес, по сведениям местных, сегодня остаются десять семей. А на главной улице, подводящей к храму с севера, живёт хозяин русской гончей по кличке Рыдай. Он уже привык к тому, как туристы из Рязани и столицы подъезжают к храму. Интерес путешественников вполне оправдан, ведь лестница на колокольню пока открыта, и есть возможность подняться до первого уровня колонн. Отсюда чудесный вид на долину Прони. Добраться сюда можно двумя путями. На электричке с вокзала Рязань-1 до станции Перкино либо по трассе М-5 до деревни Добрый сот, а далее, не доезжая моста через Проню, нужно свернуть направо и ехать пять километров по грунтовому бездорожью, минуя Пески и Кутуково. Второй путь — по трассе Рязань – Кораблино до села Соболево, затем следует свернуть налево до села Столбцы, далее — на север, минуя Шелковую, в Перевлес.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова, Алексей Водорезов