Бельское. Падающая колокольня

В Рязанской области есть своя Пизанская башня. Деревянная колокольня в спасском селе не первое десятилетие угрожающе клонится на восток.

Бельское. Падающая колокольня. Фото

Поговаривают, при свержении царя, батюшка из Бельского успел закопать церковное золото где-то на берегу ближайшей речки Сосновки. Иных легенд бельская земля не накопила: историю некогда густолесного уголка делали люди, опираясь на природные особенности места. Почти не поддающая под сельское хозяйство земля среди мещёрских болот не оставила местным выбора — жить и выживать лесом.

По одной из версий о происхождении названия Бельское, в нём увековечили особенности территории — народный термин «бель» обозначает «болото с березняком». Корень «бель» присутствует и во многих других географических названиях в Мещере: в Окском заповеднике есть Бельское озеро, а вблизи деревни Веретье — Бельские выселки. Версия достойна внимания, но всё же вероятнее, что Бельское получило своё имя ввиду приближённости к речке Белой. Её правый высокий берег наши предки облюбовали ещё пять веков назад. Белую, соответственно, назвали так за цвет воды, что может удивить, ведь воды Мещеры по своему обыкновению напоминают крепко заваренный чай. В Белой же и сегодня сохранилась прозрачность, несмотря на удавшиеся попытки повернуть реку, а точнее прокопать для неё новое русло, чтобы весной вода не скапливалась в пойме.

Озаботилось об этом государство в 20-х годах прошлого столетия, очевидно, чтобы занять землю под посевы. Саму же реку с её новым руслом, прокопанным на государственные средства, прозвали Казённой канавой. Результатом схватки стало исчезновение как болот, так и малых рек в Бельской волости, в том числе приток Пры — когда-то сравнительно крупная Кадь.

Впервые же о Бельском упоминается в Сотной грамоте XVI века. Земли в окрестностях Бельского были церковными и принадлежали непосредственно владыке Рязанскому и Муромскому. К тому же в соседнем селе был его дом, а население пользовалось некоторыми привилегиями от царя. Но всё же основным источником свободы служили богатства леса: в XVI веке местные промышляли бортничеством — добывали мёд в окрестностях села. В те времена болота и топи Мещеры были богаты дубом, который, как известно, и привлекает пчелиные семьи. С веками не осталось ни дубов, ни, соответственно, мёда.

В Сотной грамоте упоминаются два основных района промысла мёда: «за Кидусальским болотом» (современная пойма Белой) и «за Великим болотом». Мёд собирали группами из разных деревень: бортники имелись как в Бельском, так и в соседних Урже, Лакаше, Кидусоли. Каждая команда имела своё «знамя», которым помечали деревья с пчелиными гнёздами, а потому каждое «медовое» дерево в лесу имело хозяина. Мёда было настолько много, что его везли в Москву на царский стол. В грамотах тех лет есть список сёл, откуда поставляли лесные дары — таким образом, можно уверенно говорить, что значительная часть медовухи, которую распивали бояре в столице, варилась из бельского мёда.

В списках бортников Борисоглебской земли в XVIII веке упоминается фамилия Сатин. Есть ли связь между ним и первым помещиком в Бельском Андреем Сатиным — загадка. Возможно, из бортника в дворянина его пожаловали за военную службу. Сатин оставил своим жёнам и детям богатое наследство — ему принадлежали несколько окрестных деревень. К тому же Бельское за сорок лет повысили в статусе до сельца — в крупное поселение до пятидесяти дворов, без дома помещика и церкви.

Но не единым мёдом жил бельский мужик. В XVIII веке основным промыслом представился лес, по тем временам довольно дремучий. Подробно об этом писал член Губернской земской управы некто Левашов — в докладе за 1875 год он сделал доклад о состоянии Бельской волости на 13ринадцати страницах. Левашов пишет, что «в числе промыслов первое место принадлежит разработке леса. Крестьяне Бельской волости — отличные рубщики и пильщики… Второе и почти равное место с разработкой леса занимает приготовление угля. Пять дворов с двумя работниками от каждого — пять паёв — совершенно достаточно для образования артели. Каждый пай вносит рублей по 25 на покупку угла леса…С Покрова до осеннего заговенья идёт заготовка дров, материала, из которого жгут уголь. По первому снегу дрова подвозят в назначенное место; здесь поселяется артель, устраивая себе землянку (называемую здесь «кучей»). Всякий приносит с собой из дома свой провиант и из припасённых дров зажигает свою кучу. Куча эта складывается так: ставится кол, впоследствии вынимаемый; кругом него располагаются вертикально дрова концентрическими кольцами…Образуется фигура, похожая на копну сена. Потом дрова заваливают соломой или мусором, наблюдая за тем, чтобы оставались отверстия для тяги. Вынимают средний кол и в образовавшийся канал кладут огонь, потом канал засыпают землёй. Горение таким образом идёт медленно и дрова обугливаются… Можно выручить за зиму чистого барышу рублей сто».

Только процветать Бельскому так и пришлось. В XIX столетии наряду с неграмотным управлением — государство переселяло крестьян в условия бесплодных земель, заставляя при этом платить непомерный налог, мещёрские сёла преследовали природные и социальные катастрофы. Из-за частых пожаров в середине века Бельское даже пришлось перестраивать заново. На восьмидесятые пришлись эпидемии дизентерии, тифа, скарлатины и кори. Скот свалила сибирская язва. В докладах пишут, что плюс ко всему зимой 1874 года в Бельской волости волки зарезали 90 лошадей. Добивали ситуацию сплошные неурожаи — у крестьян не было ни хлеба, ни денег.

Выживало Бельское за счёт всё того же леса. В половодье лес сплавляли по Пре до Орехово и Ижевского, зимой в санях возили в Рязань. На продажу шло всё — бревно, балки, доски, жерди, колья, стружка. Самое ценное — уголь, дёготь и смолу — возили в Федотьево и Спасск. Успехом пользовались профессиональные углежоги, только вот грамотно распорядится лесом в этих местах не сумели.

Барон фон Рейхель в 1848 году, описывая Спасский уезд, называет крупные лесные массивы у Бельского, Кидусово, Дорофеево, Борисково и Деулино. Но уже в началу XX века в окрестностях Бельского осталось только две лесные дачи (так называли крупный массив леса) — Борисковская и Деулинская. Сплошная рубка велась здесь до того, как лес успевал вырасти — раз в 45 лет. А так как расти лесу не давали и вырубали чахлым, то доход от него был самым скудным в Спасском уезде. Низкорослые берёзки и сосёнки продавать было совсем невыгодно — и вывозились они из бельских болот с трудностями, и стоили копейки. Можно сказать, что от полного уничтожения бельские леса спасла советская власть, организовавшая лесничества, которые в свою очередь — посадку ели, дуба и сосны. А потому современный лес в окрестностях Бельского — это саженцы пятидесятилетней выдержки.

XX век принёс Бельскому новые разочарования. Революционеры растащили барское добро, крестьян загнали в колхозы. Бельский колхоз с лукавым названием «Верный путь» похвастать ничем не мог — по-прежнему приболотная земля не давала завидных урожаев. Подкосила ситуацию война, восстанавливали жизнь тут не один десяток лет. В 1969 году взялись укрупнять колхозы. Так Бельское, Кидусово и Дорофеево вошли в состав совхоза-гиганта «Веретинский». Выделялся гигант лишь названием, а сам плёлся в конце списка по сбору зерна и надоям. Итогом активности власти стали высушенные для повышения урожайности болота, и утраченный таким образом уникальный ландшафт.

Так, некогда крупное в Спасском уезде село, где жило и работало до двух с половиной тысяч человек, сегодня едва насчитает пятьдесят жителей. Удивительно, но лишь в начале XX века Бельское обрело свою первую церковь. Прихожане ходили в соседнее крохотное сельцо Кидусоль (сегодня Кидусово), население которого было в пять раз меньше, а храмов насчитывало целых два. И только в 1905 году в Бельском, где проживало уже 2366 человек, наконец-то появилась собственная церковь — деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, первый в истории села. В это время в селе действовала смешанная земская школа, работала казённая винная лавка, население было занято в лесной отрасли и сельском хозяйстве. И только-только в селе наметились перспективы, как уже через год умер первый настоятель — батюшка Смирнов, а следующий — Иоанн Юрьев — стал жертвой репрессий. И уже спустя три года после революции, храм в Бельском закрыли. Как оказалось, навсегда.

Сегодня покосившаяся колокольня находится в списке сохранившихся, но уже отслуживших храмов, коих в Спасском районе, а также на территории региона и страны — множество. Бельский храм, а точнее, что от него осталось, увидеть можно,  двигаясь с трассы М5 от Рязани на Спасск,  далее нужно повернуть на Федотьево, а в селе Веретье свернуть на Кидусово. Следующее — Бельское, на дальней окраине которого косится в сторону села столетняя колокольня.

В основе материала — «Очерки истории села Бельское и его окрестностей» Евгения Синякова
comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова