Коростово. Жёлтый бугор

На дюне к северу от Рязани на левобережье Оки стоит село, происхождение названия которого историки связывают с весьма драматичными событиями.

Коростово. Жёлтый бугор. Фото

С ожиданием прихода весны кому-то привычно связывать не только первую зелень, майские парады в честь Первомая и Дня Победы, но и снегогрязевые лужи, которые мешают ходить и ездить по улицам города. Жители же сёл, что разместились совсем под Рязанью, смеются в ответ городским претензиям. Потому что Ока затапливает огромную площадь — на отдельных участках образуя поток шириной в 10 и даже 20 километров. Почти каждую весну несколько деревень оказывается отрезанными от большой земли, и добраться туда можно только вплавь. Под водой оказывается то, что в народе называют заливными лугами: здесь вырастает особенно сочная трава лучших и самых продуктивных коровьих пастбищ. На пике половодья Ока шире, чем Гибралтарский пролив, отделяющий Европу от Африки, и достигающий в самом узком месте всего 14 километров. Для справки: ширина Дарданелл — 1300 метров, а пролива Босфор — всего 700. То есть турецкие проливы более чем в десять раз уже Оки в период разлива.

Во время разлива над поймой возвышаются песчаные острова, которые издавна заселили люди. В их числе песчаный островок Шумаши, а также остров, занятый сёлами Борки и Заокское. Песок на дне и берегах Оки пережил немало испытаний: его история началась более миллиарда лет в далёких Финляндии и Карелии, когда в земной коре выплавлялись граниты — те самые, из которых устроена вымостка перед Рязанским цирком и постамент вождю пролетариата. Поросшие мхом и еловым лесом утёсы гранита и сегодня украшают ландшафты по берегам Ладоги. Гранит — горная порода и устроена как винегрет, где функцию ингредиентов — свёклы, картошки, солёных огурцов с тонкой примесью соли и специй — выполняют минералы. Красный цвет придаёт полевой шпат, тёмные вкрапления — слюда биотит и роговая обманка, а светлое наполнение в пятнистой гранитной мозаике — природное стекло кварц. У каждого минерала свой предел прочности, и кварц среди обычных и массовых минералов — самый твёрдый.

Около миллиона лет назад начался грандиозный процесс, охвативший всю планету. Несколько волн похолодания привели к появлению и разрастанию гигантских ледников, которые, расползаясь из Карелии и Лапландии, вырывали, сталкивали, перетирали гранитные глыбы в труху и юзом тащили их далеко на юг. В том числе и в Рязанскую область. Таяние ледника, имевшего толщину до двух километров, бесследно не прошло. Осталась груда кварцевого песка, который с тех пор сотни тысяч лет перетаскивает с места на место Ока и её притоки. Ока постепенно смывает слой песка, утаскивая его вниз по течению. При этом река, словно внедряется в сушу. Песок на Лысой горе в Солотче — это бывшее дно Оки возрастом 120 тысяч лет. Однако процесс размыва происходит медленно и река среди заливных лугов поймы ещё долго сохраняет пока не размытые острова песка — останцы. Именно на таком останце разместилось село Коростово.

Песчаные острова примечены нашим предками были давным-давно, потому артефакты находят здесь повсюду. По мнению маститых археологов, жили они охотой на водоплавающую дичь и рыбалкой, стараясь селиться как можно ближе к воде. Современные коростовчане строились на давно обжитом месте. В XIX и XX веках местные крестьяне в окрестной пойме пасли скотину и косили траву, а песчаную бугрину останца стали пахать. Но разгульные ветра постоянно мешали выращивать картошку и овощи: при сильном ветре огород перекрывало заметным слоем песка. Здесь наблюдали настоящие пыльные бури, которые отдалённо напоминали арабский ветер самум. Для борьбы с пыльными бурями в середине XX века запустили масштабный проект: работники местного колхоза, пионеры и опытные лесники совместными усилиями засадили песчаное всхолмление коростовской дюны молодняком сосны. Их усилия дали результат — ветра перестали допекать жителей, а сегодня древний останец, на котором расположилось Коростово, выделяется издали, благодаря сосновому лесу. В низкорослом бору за разновозрастными грибниками бесшумно наблюдают ушастые совы.

Ушастая сова -3.JPG

За несколько километров, до того как дорога упрётся в село, хорошо различим храм — внушительный купол каменной Покровской церкви заметно возвышается над остальными постройками. Её деревянная предшественница стояла на том месте в 1678 году — об этом сказано в окладных книгах. В XVII веке в приходе храма значились Коростово и Рыково, имелось две четверти пахотной земли, 60 копен луговых угодий, а также рыбные промыслы в Переметском озере и в речке Тиши. Прихожане ухаживали за храмом, о чём пишется в грамоте 1744 года, где говорится, что церкви необходимы укрепление кровли, перенастил полок, обновление иконостаса. Но пожары не обошли село стороной — в 1770 году прихожане остались без храма. В постройку новой деревянной церкви вложилась местная помещица Анна Яковлевна Салтыкова. Вдобавок храм приобрёл новый придел — его назвали в честь великомученицы Варвары, а также каменную ограду. В начале ХХ века деревянную постройку было решено снести и к 1911 году возвели и освятили на этом месте каменную церковь. Покровский храм служил коростовчанам до прихода советской власти — после церковь разорили и закрыли. В условиях новой России храм вновь был открыт.

Коростово - 4.JPG

По поводу происхождения названия села существует не менее четырёх идей и версий. Доподлинно оно неизвестно, однако ещё в середине XIX века историк Михаил Макаров в своей работе «Заметки о землях рязанских. Чтение в императорском обществе истории и древностей российских» указал, что корни названия следует искать в Повести временных лет. В 945 году, если верить летописцу, произошло одно из самых драматичных событий истории Древней Руси: киевский князь Игорь, пойдя на поводу у своей дружины, непомерно увеличил дань, взымаемую с древлян из города Искоростень. Собрав дань и отъехав от города, Игорь с малой дружиной решил вернуться за добавкой. Древлянский князь Мал изрёк что-то вроде: «Раз повадился волк к овцам, то вырежет всё стадо, если не убить его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». В итоге князь Игорь бесславно погиб.

Княгиня Ольга жестоко отомстила за мужа: когда древлянский князь Мал послал к Ольге сватов, то первых засланцев княгиня живьём похоронила в ладье, на которых те прибыли, вторых сожгла в бане, третьих — напоила и велела порубить. Затем настал черёд города Искоростень, где правил Мал. Дружина Ольги взяла город в осаду, но тот держался. И вдруг княжна, будто смягчтв гнев на милость, в качестве дани предложив от каждого двора собрать по три воробья и по три голубя. Трудно понять, о чём думали древляне, отлавливая птиц, — возможно, о сумасшествии Ольги и странности её просьб, но улов был богатым. Собрав пернатую дань Ольга на радость древлянам удалилась. А ночью их крепость Искоростень вспыхнула — то вернулись в голубятни и в гнёзда птицы, к их лапкам киевляне привязали кусочки трута и подожгли. Ужас и паника заставили древлян бежать от огня — прямо на копья и мечи дружины Ольги. Уцелевших взяли в плен. Так город Искоростень и вошёл в историю. Историк Макаров ещё полтора века назад пришёл к выводу, что украинский городок Коростень и рязанское село Коростыня (современное Коростово) заимствовали название былинного города. Такое в истории Древней Руси случалось нередко: так, названия рязанских рек Трубеж и Лыбедь можно найти на карте Киева.

Правда, современные местные жители Коростово расскажут и о том, что здесь жили алчные, то есть коростные люди, и о том, что некогда целый табун лошадей полёг от небывалой болезни — коросты. Уцелевших лошадей перегнали на Жёлтый бугор — так в народе называли пойменный останец. А возникшее население в память о полёгших лошадях дало название Коростово. Предание, опубликованное в газете «Сталинское знамя» в 1947 году и, вероятнее всего, в то же время и созданное, упоминает дородного монаха, что привёл немощных переселенцев к берегу Оки из глухо шумевшего бора. Объявил монах, что неким архиереем названо сие место Коростово, потому что «как вы худы и болезнями всякими немощны», велев молить небеса за дарованную благость.

Сегодня Коростово представляет пример типичного современного села, где основу составляет ежегодно редеющая прослойка пожилых людей с сельской пропиской. Подавляющая же масса — поселившиеся здесь новые владельцы земли. Расслоение читается и во внешнем виде — кирпичные постройки и деревянные домики с резными наличниками времён старой застройки соседствуют с новомодными коттеджами. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в селе проживало 522 человека. Весной все дачники обитают в городе, а на коростовской дюне остаются лишь местные, отрезанные от большой земли разливной Окой.

В иной же сезон добраться сюда несложно  с трассы М5 свернуть на дорогу Рязань – Спас-Клепики,  переехав мост через Оку  повернуть  в направлении села Шумашь, пересечь это село по главной дороге, затем повернуть налево и следовать через пойму, проехать насквозь Заокское, по правую руку оставить Дубки и пересечь сосновый борок. От окского моста до храма в Коростово около 17 километров.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова, Алексей Водорезов