Дом Натальи Климовой

В начале 2013 года в Рязани произошло неизбежное — в Бульварном переулке сгорел последний уцелевший там деревянный дом.

Дом Натальи Климовой. Фото

Участок, прилегающий к торговому центру «Атрон-Сити» и ограниченный улицами Ленина, Введенской, Радищева и Бульварным переулком, давно освобождали от малоэтажных деревянных строений. Был снесён замечательный своим резным декором дом присяжного поверенного Леонова, другие дома на этой территории поочерёдно сгорали. Дом №1 в Бульварном переулке оставался последним деревянным зданием в квартале. Это двухэтажное резное здание имело большое общественное значение: там располагалась популярная точка по продаже нелицензированных спиртных напитков. Контингент, их потреблявший, валялся круглый год в окрестностях и время от времени подбирался органами охраны правопорядка. Рязанцы свыше десятка лет постоянно писали заявления в соответствующие органы с просьбами/требованиями ликвидировать разливочную, однако она неизменно оставалась живее всех живых. Злые языки утверждали, что только «общественная функция» и позволяет деревянному дому существовать. Несмотря даже на то, что постановлением правительства Рязанской области от 9 июля 2012 года дом был определён под снос, здание уничтожил не бульдозер, а огонь. И похоже, в народной памяти этот дом так и останется (если останется) как дешёвая и безотказная распивочная — «аптека» для людей, в силу пристрастия к спиртному попавших в трудное социальное положение.

Между тем, у данного дома есть совсем другая и самая настоящая история. В доме №1 по Бульварному переулку провела свои детские и отроческие годы известная революционерка Наталья Климова (годы жизни: 1885-1918). Однако в конце XIX — начале XX веков ни топонима «Бульварный переулок», ни самого переулка ещё не существовало. Он появился только после окончания Великой Отечественной войны. Тут надо включить воображение и представить себе овраг, начинавшийся от улицы Левицкой (ныне Радищева) — там, где сейчас установлен бюст Сергея Есенина, — пересекавший улицу Астраханскую и продолжавшийся на территории Городского парка. Овраг давал начало ручью, образовывавшему в парке пруд, а затем впадавшему в Лыбедь. Даже теперь, когда овраг давно засыпан и про трубу, покоящуюся под улицей Ленина, никто не догадывается, здесь сохранилось некоторое понижение, так что в проливные дожди на проезжей части и тротуаре образуется обширная и глубокая лужа. Именно из-за оврага территория Наташиного сквера и убереглась от застройки. Правда, вплоть до 1940-х годов красная линия улицы Астраханской продолжалась и после школы №10, за которой стоял ещё один двухэтажный дом, а уже он граничил с оврагом. Несколько домов было построено и на противоположном углу квартала, по улице Левицкой. Таким образом, дом Климовых оказывался стоящим в нише в глубине квартала.

Вдоль оврага была дорожка — место прогулок рязанцев, и то ли она, то ли весь этот незастроенный сегмент городской территории именовался до революции «Бульваром». А после революции бульвару присвоили имя Наташи Климовой. Вскоре после Великой Отечественной войны случился большой пожар, памятный рязанским старожилам. Тогда и сгорел дом, расположенный справа от школы №10. По свидетельству очевидцев, горел дом так, что «из окон прыгали». Кроме того, воды для тушения не нашлось, и поэтому дом заливали из канализации. Дома на противоположном углу квартала тоже пострадали. Восстанавливать их не стали, а продлили за счёт них территорию сквера, который как раз начали приводить в порядок в связи с благоустройством Рязани, начатым новым партийным хозяином области Алексеем Ларионовым. На месте руин сгоревшего дома и засыпанного оврага появился роскошный фонтан — некоторые из ныне живущих рязанцев ещё помнят. Тогда же возник и переулок между оградой сквера и линией, образованной торцом школы №10 и двумя домами, когда-то принадлежавшими семье Климовых.

Наталья Климова в своём знаменитом «Письме перед казнью» много говорит о детстве, проведённом в этом доме. Климова родилась в Рязани в 1885 году в дворянской семье. Её отец, присяжный поверенный Сергей Семёнович Климов, был членом Государственного Совета от Рязанской губернии, а также с осени 1906 года по март 1907 года был председателем рязанского отдела «Союза 17 октября». Мать Климовой была одной из первых женщин-врачей в России, мачеха — преподавательницей естественных наук в Рязанской Мариинской женской гимназии, тётя — врачом, педагогом и хозяйкой известной в Рязани «типографии Орловой». Сама Наталья Климова, окончив Рязанскую женскую гимназию, поступила на Высшие женские естественнонаучные курсы Лохвицкой-Скалон в Петербурге. Климова показывала отличные успехи в учёбе, была, по свидетельству целого ряда современников, девушкой незаурядного обаяния, могла не опасаться финансовых трудностей. Другими словами, казалось бы, обладала всеми необходимыми слагаемыми для «преуспевания» в жизни, но выбрала для себя совсем иную стезю.

Судя по всему, Наталья стала очевидцем событий 9 января 1905 года в Петербурге, того самого «кровавого воскресенья». Климова постоянно вела внутренний поиск нравственного идеала человека, одно время находилась под сильным влиянием идей Толстого. 9 января подтолкнуло Климову к «уходу в революцию». Это решение было не одномоментным и далось ей очень тяжело, тем более что она очень любила жизнь и до ужаса боялась смерти. К тому же она не верила в серьёзный бонус для выходящего на смертельную борьбу человека — «загробную жизнь». Тем не менее, Климова решилась посвятить свою жизнь уничтожению, как она считала, государственного террора террором индивидуальным. «Или отдаться борьбе без возврата, без сожаления, борьбе, идущей на всё и не останавливающейся ни перед чем и счастье видящей лишь в победе или смерти, — или, пользуясь всеми преимуществами привилегированного положения (в настоящем или близком будущем), отдаваясь науке, природе, личному счастью и семье, рабски подчиниться и открыто и честно признаться в полном равнодушии к тому, что когда-то считал «святая святых» души своей», — писала она в своём «Письме перед казнью».

Этот императив приводит в 1906 году Наталью Климову к эсерам-максималистам, представлявшим собой самое радикальное крыло эсеровской партии. Короткий — под знаком обречённости на гибель — период её революционной деятельности заканчивается 30 ноября того же года арестом. Она и другая женщина-максималистка Надежда Терентьева — единственные, кого стало можно привлечь к суду по делу о взрыве дачи премьер-министра Петра Столыпина на Аптекарском острове. Хотя Климова лишь играла роль хозяйки конспиративной квартиры и не была непосредственным исполнителем акта погибли, на допросах она подробно рассказывала о своей роли в подготовке покушения, преувеличивая свою вину и выгораживая соратников. В ожидании смерти она пишет не предназначавшееся для обнародования личное письмо, которое, попав за стены тюрьмы, было опубликовано в 1908 году журналом «Образование». Редакция охарактеризовала текст как «один из человеческих документов, написанный на грани между жизнью и смертью», когда человек, «изучая себя и свои новые переживания, доходит до высшего философского подъёма». Публикация сделала имя Климовой широко известным читающей публике. Однако смертный приговор Наталье заменяют бессрочной каторгой. В 1909 году она бежит из Новинской женской тюрьмы. Это был знаменитый «побег тринадцати»: каторжанки сбежали вместе с надзирательницей, распропагандированной Климовой.

Климовой удаётся проехать через всю Сибирь, пересечь на верблюдах пустыню Гоби, добраться до Японии и оказаться в итоге в Париже. Здесь она выходит замуж, становится матерью троих дочерей. В 1917 году после известия о революции в России собирается вернуться на Родину, но из-за болезни детей пропускает «русский» пароход. В 1918 году младшая дочь и сама Наталья Климова (ей было всего 33 года) умирают от «испанки».

Старшая дочь Климовой — Наталья Столярова, привлечённая идеями построения нового общества, уехала в СССР. Здесь в 1937 году она была репрессирована и провела 9 лет в лагерях. После освобождения жила в Узбекистане, а в 1953 году при помощи земляка своей матери, министра просвещения РСФСР Ивана Каирова получила место преподавательницы французского языка в Рязанском педагогическом институте. В 1956 году после реабилитации переехала в Москву, где стала литературным секретарём Ильи Эренбурга. Она сыграла важную роль в судьбе Александра Солженицына, организовав переправку рукописи «Архипелага ГУЛАГ» на Запад. Резкий в суждениях и недоверчивый к людям Солженицын всегда отзывался о Наталье Столяровой, умершей в 1984 году, с большой теплотой. Вторая дочь Натальи Климовой — Екатерина Столярова (в замужестве Анци) — осталась во Франции. Во время Второй мировой войны была участницей Сопротивления. Умерла совсем недавно, а прах, согласно воле покойной, нашёл пристанище на Рязанщине.

В настоящее время внук Натальи Климовой Алексей живёт во Франции, а потомки её сестёр — в Москве. В Рязани же о Климовой напоминает лишь топоним «Наташин парк». Да и то горожане, в большинстве своём, кажется, уверены, что название это взялось от какой-то гимназистки Наташки, повесившейся в данной зелёной зоне из-за несчастной любви. Об истории Климовой знали лишь единицы. Да и то в среде краеведов считалось, что Климовым принадлежал тот дом по Астраханской, который сгорел после Великой Отечественной войны. Лишь сравнительно недавно историки Дмитрий Филиппов и Александр Никитин, сопоставив документальные и картографические источники, установили, что домом Климовых был именно дом №1 в Бульварном переулке. Теперь, возможно, людей, посвящённых в историю дома, станет немного больше. Данный текст был уже в работе, когда в ночь с 9 на 10 марта пожар превратил это здание в обгорелый остов. Причём житель соседнего дома рассказал, что дом №1 в Бульварном переулке уже загорался недели за полторы до случившегося.

В 1950-60-е годы рязанский краевед Сергей Шульгин потратил немало усилий, пытаясь добиться переименования Бульварного переулка в переулок Наташи Климовой. Поскольку этого не случилось, Климова по-прежнему остаётся забытой у себя на родине. В гораздо большей степени её личность привлекает внимание столичных и зарубежных исследователей. Так, за последние годы вышло две книги о Климовой: в 2007 году — «Красный цветок. Наташа Климова и русские максималисты» Мод Мабийяр (на французском языке), а в 2012 году — «Наталья Климова. Жизнь и борьба» Григория Кана (на русском).

Автор благодарит историка Александра Никитина за предоставленную информацию и фотографии.

comments powered by HyperComments

Галина Журавлёва