Дом Еропкиной

В Рязани пока ещё существует деревянный дом с богатейшей историей, известный как Дом Еропкиной. Здесь была первая в Рязани фотостудия, где фотографировались рязанцы на рубеже XIX-XX веков.

Дом Еропкиной. Фото

В Рязани на улице Семинарской напротив ГУ МЧС находится триада весьма примечательных рязанских домов. Во-первых, это знаменитый, но доведённый до безобразного состояния дом Хвощинских, во-вторых, красивый и нарядный, но определённый под снос дом Овсянникова, в-третьих, это дом Еропкиной — с утраченным декором и забытой историей, а оттого особенно уязвимый. Было здесь раньше и четвёртое здание — деревянный флигель дома Овсянникова, на месте которого уже давно устроен внутриквартальный проезд. Все эти три дома, после приведения их в порядок, могли бы образовать замечательный ансамбль образцов деревянного зодчества, каждый из которых хранит свою примечательную историю. О доме Хвощинских написано очень много, включая труды отечественных и зарубежных учёных. Дом Овсянникова связан с именем Сергея Есенина, который, по некоторым данным, бывал здесь. По-своему, интересна и судьба дома Еропкиных.

Скорее всего, именно в нём действовало первое в Рязани фотоателье. По данным хранителя фонда фотографий Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Елены Чумичёвой, разрешение губернатора открыть фотографическое заведение было выдано дворянину Александру Петровичу Еропкину 11 сентября 1867 года. 29 сентября 1878 года такое же разрешение получила жена дворянина Полина Рудольфовна Еропкина. Поскольку и в том, и в другом случае последнее упоминание фотоателье в документах относится к 1880 году, а в 1883 году оно уже не упоминается, речь идёт, скорее всего, об одном и том же заведении, принадлежавшем супругам. Сохранилось немало фотокарточек с логотипом «Фотогр. Еропкина в Рязани».

jBSCSbq8pZw

На втором этаже этого дома (он частично сдавался под квартиры) квартировал на рубеже XIX-XX столетий Иван Петрович Забела, рязанский чиновник. Иван Забела (впоследствии похороненный в Рязани на Скорбященском кладбище, захоронение не сохранилось) был представителем старинного украинского рода. Он имел способности к живописи, был знаком с Михаилом Лермонтовым, интересовался искусством и способствовал разностороннему воспитанию своих дочерей. Надежда Ивановна Забела-Врубель, также неоднократно бывавшая в доме Еропкиной, стала известной русской певицей и женой знаменитого художника Михаила Врубеля. Огромное количество женских образов в картинах Врубеля имеют своим прототипом как раз Забелу-Врубель. Она же изображена и на рисунке «Снегурочка» (Надежда Ивановна исполняла одноимённую партию), который хранится в Рязанском художественном музее.

Сам Михаил Врубель тоже успел побывать в доме Еропкиной. К сожалению, это случилось в 1902 году, когда психическое заболевание художника успело проявиться в полной мере. Родственники возили Врубеля по разным местам в попытках поправить его здоровье. Однако Рязань не оказала благотворного влияния на художника, и вскоре его снова увезли в Москву, откуда прямо с перрона Казанского вокзала он был доставлен в клинику для душевнобольных. Старшая сестра Надежды Ивановны Екатерина Забела вышла замуж за Петра Николаевича Ге — сына художника Николая Ге. Известны два её портрета кисти Ге. Также считается, что она была изображена в картине «Милосердие», поверх которой Ге затем написал «Что есть истина?», преобразовав женское лицо в образ Христа.

В настоящее время дом Еропкиных выглядит довольно скромно, поскольку в советское время он постепенно утратил весь свой декор «русского стиля», который ещё можно разглядеть на архивных фотографиях. Но для восстановления фасада не требуется каких-то грандиозных вложений.

— Разве здесь нет исторического наполнения? Нет повода для музеефикации? — задавался вопросом заместитель директора Государственного архива Рязанской области Дмитрий Филиппов во время велоэкскурсии по домам Рязани, подписанным к сносу, в 2013 году. — По-моему, более чем достаточно. Дом Овсянникова незачем ставить на охрану? По-моему, более чем достаточно оснований. И это пространство может быть очень ярким, интересным вкусным. Культурным гнездом в центре города. Я категорически не согласен с выводом музея из Рязанского кремля, но раз для него решено строить новый корпус перед Центробанком, раз для этого отведён целый квартал, так замкните пространство! Сделайте мудрый, разумный шаг. Уберутся помойки, завалы, и будет приятное для глаза, для ноги место. Если об этом не говорить, ничего, к сожалению, не переменится.

comments powered by HyperComments

Галина Журавлёва

Достояние
2016-01-11 17:06:35
тест комментирования