Дом Селиванова

Доживает свой век дом №13 по улице Садовой, знаменитый тем, что здесь жил и творил известный учёный Алексей Селиванов.

Дом Селиванова. Фото

К сожалению, в Рязани не всё в порядке с судьбой исторической застройки, которая стремительно ветшает и заменяется новоделами. Облик старой Рязани уходит в прошлое и забывается. Впрочем, хочется верить, что здания, представляющие историческую ценность, всё-таки будут защищены, как об этом сегодня заявляется, и многие интересные дома, над которыми нависла угроза сноса, сохранятся. В частности, речь идёт о доме №13 на улице Садовой. Этот дом некогда вмещал под своей крышей и очень незаурядных людей, и удивительные предметы старины. Он даже стал героем стихотворения Сергея Ценина «Рязаниана»:

Садовая. За тополями

Дом Селивановых стоял.

Он у жандармов вызывал

Всегда усердное вниманье.

Дом был музеем. Старина

Царила в комнатах. Повсюду

Витрины, горки, чашки, блюда,

Хрусталь, портреты, люстры, бра,

И мебель Павла, Александра,

Где красный тис, где палисандра,

Где стиль Жакоб, где Маркетри

С огнём, снаружи и внутри.

Здесь в тишине рязанской жил,Всегда в науки погружённый,

Историк, антиквар, учёный,

Коллекционер, библиофил,

Наш милый дядя Селиванов.

Скажу вам прямо, что без спора,

Он лучшим знатоком фарфора

Тогда во всей России слыл.

Я помню дядин кабинет,

Зелёной лампы мягкий свет,

Шкафы, шкафы до потолка,

На полках книгам несть числа.

И в кресле, в пледе полосатом,

Сам дядя Лёля…

«Дядей Лёлей», хозяином «дома Селивановых» на Садовой во второй половине XIX века, был известный учёный Алексей Васильевич Селиванов (1851-1915), человек с разносторонними интересами, добившийся серьёзных успехов не только в научных, но в общественных сферах. «Учёный-энциклопедист, оставивший после себя работы по энтомологии, истории, археологии, археографии, генеалогии, искусствоведению, библиографии, философии. Многим занимался этот человек, и везде добивался значительных результатов. А его коллекции фарфора, экслибрисов и книг были богатейшими в губернии, и ценились за её пределами», — пишут в статье «Ученый-энциклопедист А.В.Селиванов» историки Виталий Толстов и Павел Трибунский.

Вольнослушатель естественного факультета Московского университета Селиванов находил особенный интерес в зоологии: им были описаны 47 новых видов и один род, а также установлены диагнозы трёх малоизученных родов российских многоножек. Позднее, когда учёный отошёл от занятий энтомологией, он подарил свою богатую коллекцию насекомых зоологическому музею Московского университета. Непримиримая борьба с коррупцией (он одним из первых выступил с разоблачением махинаций скопинского банкира Ивана Рыкова), стремление организовать в Рязани новый местный орган печати — это лишь некоторые примеры вненаучной деятельности Селиванова.

04

Собственно, он относился к тем людям, которые не покидают провинцию в поисках более комфортных для себя условий, а, напротив, стремятся поднять свою малую родину на более высокий уровень. И, прежде всего Алексей Селиванов известен как основатель Рязанской учёной архивной комиссии (РУАК) в 1884 году, как избранный правитель дел комиссии и её идейный вдохновитель. Он же редактировал первые семь томов РУАК и составлял её отчёты в 1884-1892 годах. Рязанская учёная архивная комиссия не могла вести свою работу по проторённому предшественниками пути, ведь РУАК была одной из четырёх первых российских организаций такого рода. На её опыт впоследствии опирались последующие комиссии, создаваемые в других регионах страны. Рязанская архивная учёная комиссия стала основательницей трёх учреждений, надолго (по большому счёту — до сегодняшнего дня) переживших её саму. Во-первых, это исторический архив — основа нынешнего Государственного архива Рязанской области, во-вторых, научная библиотека — прообраз сегодняшних научно-справочных библиотек города, и, в-третьих, историко-археологический музей — предтеча историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль».

Почти столь же мощную просветительскую деятельность Селиванов развернул и во Владимире. Там он прожил более десяти лет, успев за это время поспособствовать открытию местной учёной архивной комиссии, музею, комиссии, провести археологические раскопки, устроить в 1906 году III областной историко-археологический съезд, создать общество любителей естествознания, пожертвовать и во владимирский музей большое количество своих книг и так далее.

Что же касается основания музея в Рязанском кремле, то Селиванов сделал особенно много для создания нумизматического и археологического отделов. Он организовал археологические раскопки на Старой Рязани, в Касимове, на Клишинском и Рубцовском курганах, Борковском могильнике, Льговском городище. Кроме того, Селиванов передал в дар научной библиотеке 1257 книг из личной библиотеки, а также пожертвовал нумизматическому отделу нового музея собственную коллекцию монет.

Коллекционером же Селиванов был выдающимся. Все его уникальные собрания книг, фарфора, экслибрисов находились в том самом пока сохранившемся, но уже предназначенном под снос доме №13 на Садовой. Хранитель многочисленных антикварных и библиофильских диковинок Селиванов много занимался историей собственного рода. В конце концов, это навело его на мысль создать первый в Рязани фамильный музей, где хранились бы документы и вещи представителей рода Селивановых. Однако вплотную заняться музеем Алексей Васильевич так и не успел, хотя сам дом при его жизни обрёл практически музейные формы. Селиванов придавал предметам старины особое значение — он считал, что их сохранение позволяет продлить жизнь человека после его физической смерти, имея в виду вполне конкретную память, утрата которой необратима.

Полы натёрты. Тишина.

Порой лишь стариковский кашель

Её нарушит. Хрустнет шашель

И смолкнет всё, как в царстве сна…

В одной столовой только чинно

Английский маятник старинный

Вперёд-назад без сна сновал,

Без сна минутам счёт держал.

03

 

Эти строки также являются цитатой из «Рязанианы». Так Сергей Ценин передавал свои воспоминания о жилище своего дяди Алексея Селиванова. Сам Ценин также какое-то время жил в доме на Садовой, а затем покинул его, стремясь к серьёзным свершениям в искусстве. Поначалу Ценин мечтал стать художником-декоратором, что можно понять из его воспоминаний: «Сдружился с семьёй знаменитого художника Филиппа Малявина… В художественной студии, которой он руководил, я постигал основы изобразительного искусства». Но затем всё резко изменилось. Считается, будто Ценин чуть ли не пешком добрался до Москвы, при поступлении в театральный институт скрыл своё дворянское происхождение и впоследствии стал известен как актёр театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, оперный певец, либреттист, лауреат Сталинской премии и заслуженный артист РСФСР. А в Рязани, в доме на Садовой, ещё долгие годы жила его сестра Ольга Александровна Ценина, всю жизнь проработавшая медсестрой.

— Она была чудесная, общительная хорошая женщина. Внешне интересная: высокая, худая, всегда папироска во рту. Она много читала, очень любила театр, когда приезжали на гастроли летом, всегда ходила. Восхищалась братом, хранила все фотографии и вырезки из газет со статьями о нём. Её увидишь, а она: «Вот про брата что написали», — и газету принесёт, — рассказывала Елена Елисеевна Семёнова, прожившая в доме №13 на улице Садовой около полувека.Кроме того, во время Первой мировой войны сестра Ценина была на фронте.

— Я её спрашивала: «Ольга Александровна, страшно, наверное, было?». Она: «Лучше не теребить. Всё бывало, всё, а закуришь — и легче становится», вспоминала Семёнова.

Дом №13 пережил в 1965 году капитальный ремонт и изменился после этого в эстетическом и техническом плане не в лучшую сторону — как и многие рязанские деревянные здания, подвергшиеся переделкам и уничтожению декора в середине 1960-х годов. К дому пристроили третий этаж, и фундамент, не рассчитанный на такую нагрузку, дал трещину. Из подъезда исчезла старинная винтовая лестница, были разрушены парадное крыльцо и балкончик в квартире Ольги Цениной, зато появилось несколько пристроек, которые, по словам жителей, испохабили облик дома. Таким образом, старый капитальный ремонт был проведён с ошибками, нового капремонта в следующие 49 лет не было вообще, и это привело к закономерному результату: сегодня дом находится в убогом состоянии.

Застройщики ходят вокруг своей потенциальной жертвы ещё с тех самых пор, когда частное строительство в городе перестало встречать препятствия. Жителей дома годами регулярно опрашивали представители крупнейших рязанских строительных компаний: выясняли, сколько в доме квартир, на что рассчитывают жильцы. Дом №13 на улице Садовой почему-то не входит в список памятников истории и культуры, так что законодательно он никак не защищён от сноса. Более того, под снос он уже определён. Согласно постановлению регионального правительства от 6 мая 2013 года «Об утверждении адресной программы Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» дом по адресу Садовая, 13 должен быть снесён в IV квартале 2014 года (аварийным здание было признано ещё 8 июня 2011 года). В том же IV квартале 2014 года планируется завершить расселение всех 16 жильцов из семи квартир дома общей площадью 173 квадратных метра.

Что можно противопоставить сносу и строительству здесь особнячка, кроме просто ремонта и реставрации? Например, создать музей, ведь литературного музея в Рязани до сих пор нет, а в то, что его когда-то устроят в многострадальном доме Хвощинских, верится с трудом. Вероятно, рязанцам было бы интересно знать, что квартира Селиванова была местом встреч рязанской интеллигенции, на которых перебывала, вероятно, вся местная культурная элита. Можно даже выяснить подробности этого общения. Например, в изданных Селивановым в 1914 году «Протоколах частных религиозно-философских собеседований в Рязани» читаем: «26 марта 1911 года в 8 часов вечера, по приглашению Алексея Васильевича Селиванова, в его квартире, состоялось первое религиозно-философское собеседование, в котором, кроме хозяина, принимали участие: епископ Исидор, Михаил Владимирович Самыгин, Иван Александрович Клименко, Василий Алексеевич Мартынов, Яков Васильевич Кеткович, Николай Васильевич Смирягин, Гавриил Семёнович Селиванов, Александр Константинович Радугин и Владимир Михайлович Селиванов. Прочтён был Михаилом Владимировичем Самыгиным реферат по поводу брошюры Алексея Васильевича Селиванова, изданной в 1906 году под заглавием «Основы богопонимания».

Стоит пояснить, что преподаватель рязанских гимназий Михаил Самыгин (1874-1952) — известный писатель, под псевдонимом Марк Криницкий завоевавший немалую популярность у читающей публике и даже издавший в 1916-1918 годах 15-томное собрание сочинений. Архитектор Иван Клименко (1839-1915) — друг Петра Чайковского, автор воспоминаний о нём. Математик и педагог Яков Кеткович (1879-1970) написал книгу «Наука и религия», которая имелась в личной библиотеке Владимира Ленина. Магистр богословия Николай Смирягин (1846-1914) почти 30 лет преподавал в Рязанской духовной семинарии. Адвокат Александр Радугин редактировал газету «Рязанская жизнь». То есть исторической ценности у дома №13 на улице Садовой хоть отбавляй. Возможно, Алексей Селиванов всё-таки заслужил появления мемориальной доски на стене своего родного дома?

comments powered by HyperComments

Галина Журавлёва