Зимаровская икона

Село Зимарово Александро-Невского района известно далеко за пределами Рязанской области. Такую популярность ему придаёт чудотворная икона Божьей Матери Боголюбской. Точное её название — «Зимаровская Боголюбская».

Зимаровская икона. Фото

Предполагается, что это список (копия) с почитаемой иконы Божьей Матери, хранимой в Боголюбском монастыре. Достоверных сведений о том, как и по чьему решению появилась Зимаровская икона, нет. Она является списком с Боголюбской иконы Божьей Матери, написанной в XII веке по повелению князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы.

Считается, что в 1155 году он отправился из Вышгорода в свои суздальские земли. При этом князь взял с собой икону Пресвятой Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Во время путешествия кони остановились недалеко от Владимира и отказались следовать дальше. Не помогла даже смена скакунов. Князь начал молиться перед иконой Божьей Матери. Тогда ему явилась Богородица, повелев оставить икону во Владимире (ныне она известна как Владимирская икона Божьей Матери), а на месте явления основать монастырь. Андрей выполнил повеления. Кроме того, в честь этого события он поручил иконописцам изобразить лик Божьей Матери таким, каким он явился ему в видении. Икону назвали «Боголюбской». Хранится она и по сей день в Боголюбском монастыре. С неё было сделано несколько списков, один из которых — Зимаровская Боголюбская икона.

Чудотворным этот список стал считаться после его самовосстановления. По одной из легенд, Боголюбская икона Божьей Матери, которая позднее будет именоваться Зимаровской, была установлена над входом в город Пронск (по другим источникам — в город Боголюбово). Во время татарского нашествия икону раскололи и бросили в кусты. Однако она сама собой срослась. Правда, не очень ровно — одна часть немного выше другой.

Где икона была несколько веков, неизвестно. Вновь в жизнь людей она вернулась во второй половине XVIII века. Владельцем этого чудотворного списка стал Василий Абрамович Лопухин, который даже и не подозревал об истинной ценности иконы. Она к тому времени пришла в ветхость и хранилась в кладовой московского дома Лопухина на Пречистенской улице.

В 1771 году в Москве свирепствовала моровая язва. Одному из заболевших во сне было откровение. Следуя ему, он пришёл в Лопухину с просьбой совершения молитвы перед Боголюбской иконой. Поиски не сразу увенчались успехом, однако святыня была найдена и заболевший после молитвы смог исцелиться. Слух об этом распространился по Москве довольно скоро. В дом Лопухина стали стекаться люди. Чтобы избежать столпотворения в своём жилище, Василий Абрамович передаёт икону в церковь, где служил его духовник. Однако священник прихода, в котором состоял Лопухин, стал настоятельно просить его передать икону в приходскую церковь, что не устраивало духовника. Чтобы решить эту ситуацию, икону примерно в 1780 году перевозят во владения Лопухина — в село Зимарово Рязанской губернии. С тех пор она именуется «Зимаровская Боголюбская».

Непосредственно населённый пункт Зимарово звался также Архангельское и Васильевское. Архангельским село было из-за одноимённой церкви, издавна там существовавшей, Васильевским — от имени владельца земель Василия Абрамовича Лопухина. В последней четверти XVIII века он создаёт здесь усадьбу. С первой половины XIX века ею владела семья Колобовых. После того, как на Надежде Петровне Колобовой женился рязанский общественный деятель эпохи Александра II, работавший в комитете по проведению крестьянской реформы, князь Сергей Васильевич Волконский, земли перешли к этой известной фамилии. Следующим владельцем усадьбы стал их сын Николай Сергеевич Волконский, русский политический деятель. Он долго был земским деятелем Рязанской губернии. В 1904 году принял участие в ноябрьском съезде земцев в Санкт-Петербурге и подписал конституционную резолюцию. В 1905 году был одним из основателей Союза 17 октября, в котором сохранял верность принципам конституционализма. Был членом первой Государственной Думы, после роспуска которой избрался членом Государственного Совета от Рязанского земства. Затем отказался от этого звания и был избран в Рязанской губернии членом Государственной Думы III созыва. Все из перечисленных Волконских были похоронены в фамильном склепе в селе Зимарово. В советские годы его разрушили. В 2007 году на этом месте был установлен поминальный крест.

В первой половине XIX века в селе была ещё одна усадьба. Принадлежала она капитану Александру Ивановичу Стаховичу, участнику Отечественной войны 1812 года. Он создал здесь конный завод. Усадьба вплоть до Октябрьской революции оставалась во владении представителей этой фамилии. Одной из владелиц земель в Зимарово была Мария Александровна Стахович, вышедшая замуж за хирурга, президента Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Петра Александровича Дубовицкого, владельца имения в селе Стенькино Рязанского уезда.

От тех времён в селе остался только храм, где хранится Зимаровская Боголюбская икона Божьей Матери. Когда именно здесь была построена церковь, история умалчивает. В 1781 году старый сельский деревянный храм настолько обветшал, что проводить службы в нём стало невозможно. Сельчане попросили церковное руководство построить новую церковь во имя архангела Михаила. В 1786 году новый деревянный храм был освящён. Церковь простояла до середины XIX века. В январе 1849 года в ней случился пожар, полностью уничтоживший строение. Зимаровская Боголюбская икона при этом чудесным образом спаслась от огня — за день до этого её отвезли для совершения молитвы в Скопинский уезд по просьбе одного из почитателей.

Священник зимаровской Архангельской церкви ещё до этого события обратился к гвардии-полковнику Михаилу Николаевичу Семёнову с просьбой участия в строительстве нового каменного храма вместо деревянного. Михаил Николаевич отличался благородством и бескорыстием. Большую долю своих средств он тратил «во благо ближних», в том числе на строительство храмов. Первый из них был построен в имении Семёнова в селе Архангельское. Зимаровский храм стал следующим. Комитет по строительству церкви в Зимарово был учреждён в 1844 году. Возглавил его Семёнов. Был организован сбор средств. Большую помощь оказали сам Михаил Николаевич, князь Сергей Васильевич Волконский, дворянин Николай Семёнович Батурин, помещик Дубовицкий и многие другие. Новый храм состоял из трёх престолов. Первым в 1850 году построили и освятили придел во имя архистратига Михаила, позднее — во имя Боголюбской иконы Божьей Матери и ещё один придел в память святителя Николая Чудотворца. Окончилось строительство в 1852 году.

DSC_1752

Считается, что проектировщиком церкви являлся главный архитектор Рязанской губернии Николай Ильич Воронихин. Он известен как автор здания Дворянского собрания в Рязани и украшенного высоким позолоченным шпилем последнего яруса знаменитой колокольни Рязанского кремля.

Зимаровская Боголюбская икона всегда была почитаема людьми. Её носили по населённым пунктам, где свирепствовали эпидемии. Чудотворная икона, утверждают верующие, избавляла от болезней. В 1848, 1861, 1871, 1892 годах она спасла жителей разных сёл и городов губернии от холеры. Рязанцы даже добились, что икону стали привозить в столицу губернии ежегодно на несколько месяцев. Она прибывала на специальном поезде в вагоне первого класса. Встречать её на вокзал приходили почти все жители города. Шли семьями с детьми. Традиция поддерживалась и в первые годы после революции. Правда, привозили икону уже на лошадях. Боголюбская церковь в Зимарово действовала до 1930-х годов. Затем храм закрыли, устроив в нём склад сельскохозяйственной продукции. Вновь его открыли в конце 1940-х годов.

Следы Зимаровской Боголюбской иконы, того самого древнего списка, расколотого и позднее восстановившегося, теряются в 20-е годы XX столетия. Та икона, что хранится ныне в зимаровском храме, является копией, сделанной в конце XVIII – начале XIX века. В имеющейся в церкви описи имущества значится, что в 1915 году в ней было пять таких списков — над входом, на воротах и так далее. Один из таких списков чудесным образом вернулся в церковь после её повторного открытия. Как точно её обнаружили, сейчас сказать не может никто. Одни говорят, что её принесли из соседнего храма, другие утверждают, что икона хранилась в сторожке неподалёку.

DSC_1725

Самая интересная легенда гласит, что икона всё это время оставалась в доме у одного плотника из соседнего села. Её передали ему для того, чтобы он сделал раму для портрета какого-то чина. Но раму он делать побоялся, решил подождать. О задании ему не напоминали, а он и не суетился. В конце концов икону плотник спрятал, положив ликом вниз на кровать. Спать на этой кровати не стали. Когда волна гонений на христиан поутихла, икону достали и повесили в переднем углу. Когда церковь открывали вновь, то пошли к плотнику за Зимаровской Боголюбской иконой. Того, однако, уже не было в живых. В доме жил его сын, любивший выпить. Он не хотел просто так отдавать икону и просил за неё выкуп. Трижды ходили к нему люди с просьбой отдать икону храму, но он отказывал. При третьем посещении просителей икона упала. Мужчина привязал её и лёг спать. Утром он обнаружил, что икона стоит возле двери. Тогда мужчина сам отнёс образ в церковь.

И жители Зимарово, и верующие утверждают, что и этот список творит чудеса. Славится икона своими исцелениями и помощью в делах. Впрочем, списки с Боголюбской иконы в Рязанской губернии были почти в каждом храме, много их и сейчас. А вот чудотворными считаются два — икона зимаровского храма и икона Георгиевского храма села Городище Рыбновского района.

comments powered by HyperComments

Наталья Соловьёва