Дом-музей братьев Пироговых

В галерее домов-музеев на Рязанщине, где родились/жили/работали люди, вписавшие себя трудами и талантами в мировую историю, пожалуй, самый крохотный и уютный — дом братьев Пироговых.

Дом-музей братьев Пироговых. Фото

Экскурсией в крестьянский дом с резными наличниками можно смело дополнить путешествие по есенинским местам, прогулку в Пощуповском монастыре и в усадьбу Никитинских в Костино. Или же заранее запланировать уик-энд и выбраться в Новосёлки на гастрономический фестиваль малины, а ещё лучше — на праздник народной песни. Можно пропитаться волшебными пейзажами берегов Оки и заглянуть в село, асфальт в котором неизбежно выведет в первую очередь к громадине храма. Введенская церковь неплохо благоустроена и отреставрирована в веке настоящем. Построена же она была ещё в 1862 году на месте дважды горевших деревянных храмов.

1 - Новосёлки

Новосёлки

В своё время территория нынешних Новосёлок была во владениях Солотчинского монастыря. Историю же образования самого села связывают с преданием: мол, жил-был разбойник Пан, и было у него два брата Пощуп и Ромодан. Территорию они между собой поделили — так получилось село Паново, Пощупово и Ромоданово. А часть шайки и вовсе отделилась, образовав Новосёлки.

Довелось Новосёлкам пережить совершенно уникальный конфуз, который, пожалуй, следует квалифицировать как экологическую катастрофу локального масштаба. В середине XIX века географическое положение села следовало расценивать как выгодное — на реке и с обширным ломтём заливных лугов правобережья Оки, где новосельчане сеяли и пожинали плоды, косили траву. Луга эти хорошо видны на карте из старого атласа 1860 года. Многовековое спокойствие было нарушено: Ока, ранее делавшая размашистую петлю, решила сократить себе путь, в одно из сильных половодий прорвав излучину, и в один миг подступила вплотную к домам жителей Новосёлок. Вычислить тот роковой год учёным ещё предстоит, хотя некоторые зацепки имеются. На карте Рязанского уезда 1924 года излучина ещё на месте, а на карте Рабоче-крестьянской красной армии 1941 года река течёт уже по новому руслу. Так что событие произошло где-то между 1924 годом и годом нападения Гитлера на СССР. Как бы то ни было, а для жителей Новосёлок изменение русла реки действительно стало катастрофой. Сельчане лишились большой площади заливных лугов, которые в мгновение с правого берега оказались на левом, под боком у Солотчинского монастыря.

Новосёлки на карте Менде 1860 года

Храм в Новосёлках сегодня можно считать центром села, а потому шанс встретить тут местных чуть более, чем велик. Они непременно подскажут, что нужно вернуться по главной дороге до магазина и свернуть у местного Дома культуры на улицу Пироговых. Здесь, как можно догадаться, и находится дом-музей. Он покажется где-то в её центре с левой стороны и узнается по зелёному цвету фасада и белым резным наличникам.

Братья Пироговы

Домик вроде бы маленький, но в нём вполне себе размещалось всё музыкальное семейство Пироговых. У Степана Ивановича и Марфы Нефёдьевны было пять дочерей и пять сыновей. В первой из двух комнат домика как раз и воссоздан бытовой уклад типичной крестьянской семьи. Здесь видим и русскую печку, которую музейщикам пришлось чуточку уменьшить в силу ограниченного внутреннего пространства, и фамильный крест Пироговых. Что же касается второй комнаты, то нет ни уголка, который пустовал бы от информации. Даже не будучи преданным ценителем русской оперы, можно погрузиться в атмосферу её закулисья. Театральные афиши, костюмы, побывавшие на сцене Большого театра, сотни фотографий загримированных артистов. В этой комнате расскажут об уникальнейшем явлении в истории оперы. Ведь все без исключения братья Пироговы были наделены необычайным талантом — их неповторимые голоса слышал весь мир, а имена вписаны в мировую историю музыки.

Вообще, история оперы не знает других случаев, чтобы сразу пять родных братьев были наделены такими уникальными мощными голосами (басом). К слову, дед знаменитых братьев — бурлак Иван Пирогов — тоже отличался отменным басом и способностями к пению. О том, как распорядилась судьба, позволив сыновьям плотника не продолжать дело отца, а развивать певческий талант, и расскажут в доме-музее, откуда семья Пироговых в своё время переехала в Рязань. Отец организовал столярную артель при духовной семинарии, а мальчишек устроили в церковный хор при Успенском соборе Рязанского кремля, что располагался вблизи места жительства. Хор стал первой музыкальной школой для Ивана, Григория (1885-1931), Михаила (1887-1933), Алексея (1895-1978) и Александра (1899-1964) Пироговых. Со временем четверо определились с профессией, и, более того, трое — Григорий, Александр и Алексей стали солистами Большого театра.

Меньше остальных известно про Ивана, который погиб от простуды, которая осложнилась туберкулёзом, после того, как он провалился под лёд. Дело было в годы Первой мировой войны. Рассказывали, что бас-баритон Ивана был настолько мощный, что его даже выгоняли из церковных хоров, так как тот перекрывал другие голоса.

Сильным басом уже к восемнадцати летам обладал и Григорий Пирогов. Отец его увлечениями музыкой не проникся, что, вероятно, и стало причиной побега Григория из дома. Его талант был замечен при любопытных обстоятельствах. Однажды в тамбуре поезда Григорий напевал, и услышал его знаток музыки Борис Плещанский, который ехал тем же маршрутом. Будучи человеком состоятельным, он предложил дарованию развивать талант в Москве, в музыкально-драматическом училище, и оплатил учёбу. Дебютировал Григорий на оперной сцене по окончании училища, исполнив партию Каспара в опере Вебера «Волшебный стрелок». Затем последовал Мариинский театр, а позже и Большой театр, где Григорий уже раскрыл свой талант полностью, став всемирно известным певцом. В его репертуаре Руслан, Вотан, Эскамильо, Неизвестный, Демон, Борис Годунов, Мефистофель. На пике карьеры он исполнял до пятидесяти партий. Пришла известность, а вместе с ней и прощение отца. Как-то Степан Иванович присутствовал на концерте Григория и сидел в одной ложе с тогдашним губернатором Рязани — князем Оболенским.

Михаил был больше известен как рязанский протодьякон. Имеются сведения, что был он человеком огромной физической силы, ростом до двух метров, но весьма застенчивым и очень добрым. Михаил работал в церкви, поражая прихожан пением, да и братья признавали его самым выдающимся из прочих. Имя Михаила Пирогова вписано и в один эпизод русской истории. Дело было при Николае II — в 1912 году в Москве проходили торжества, связанные со столетием победы в войне 1812 года, где и пел Михаил. Пение Пирогова оказалось по нраву императору, и тот пригласил его в собор Зимнего дворца. После революции братья уговорили Михаила показать себя на оперной сцене. С разрешения патриарха Тихона, который позволил ему «петь, но без приплясу», Михаил исполнял эпизодические партии в «Демоне» и «Хованщине», но в силу скромности вернулся через какое-то время к церковной службе.

Рождённый в Новосёлках Алексей в подростковом возрасте нашёл себя как драматический актёр и даже поступил в Шаляпинскую драматическую студию, но, получив контузию на Первой мировой и вернувшись домой, по уговору братьев занялся пением. Работал в Большом театре, правда, в связи с травмой ведущим певцом там так и не стал. Но всё же считался одним из лучших исполнителей партии Досифея в опере Мусоргского «Хованщина». Имел театральный псевдоним Пирогов-Окский. Скончался 2 августа 1978 года в селе Ерахтур Шиловского района Рязанской области.

Легче остальных пробиться при наличие таланта и знаменитых братьев было самому младшему — Александру, который, впрочем, родился уже тогда, когда Пироговы переехали в поисках заработка в Рязань. Когда к 16 годам у него прорезался голос, Григорий был уже всемирно известен и помог определить брата сначала в Рязанскую гимназию, а затем и на вокальное отделение музыкального училища Московского филармонического общества. Не зная нот, но обученный на слух старшим братом, Александр сумел поступить в училище. Когда же учёба и набранный опыт позволили ему работать в Большом театре, он наработал свой репертуар и вошёл в историю вокально-сценическими образами Сусанина, Руслана, Досифея, Мефистофеля, Бориса Годунова, за которую получил Сталинскую премию. Однажды, восхищённый исполнением Александра, Будённый подарил певцу лошадь. А конь этот стал подарком в совхозе на малой родине Александра.

Отдыхал Александр здесь же, на Рязанщине. Отпуск проводил вместе с братом Алексеем на Оке, на острове Медвежья голова. Говорят, однажды даже отказался от гастролей во Францию, так как те совпадали с запланированной рыбалкой. Он говорил, что умереть хочет либо на сцене Большого театра, либо на берегу Оки. Так оно однажды и случилось. На острове установили памятник, где высечено: «Здесь на Медвежьей голове 26 июня 1964 года умер прославленный русский певец, Народный артист СССР Александр Степанович Пирогов».

8 - Новосёлки

Если талант достался всем братьям, то по-настоящему всемирная слава — Александру и Григорию. Рязанский музыкальный колледж носит имя оперных певцов. А по Оке в своё время ходил пароход «Александр Пирогов», оповещая внушительным гудком о своём присутствии и жителей села Новосёлки. Модель этого парохода — славное украшение дома-музея братьев Пироговых.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова, Алексей Водорезов