Храм Рождества Богородицы

Как и у большинства храмов России, история Богородицерождественской церкви драматична. Её судьба связана с развитием села Дягилево.

Храм Рождества Богородицы. Фото

Потомки смогли узнать о том, что в Дягилево есть храм, из записей за 1676 год. Тогда при церкви было два дьячка, два священника и 86 приходских крестьянских дворов. Из других записей узнаём, что к 1790 году церковь совсем обветшала, и её сломали. Новую принялся строить местный помещик Александр Кропотов. Имя церковь получила то же, но появился новый придел в честь иконы Божией матери Тихвинской.

К началу XX века и каменное здание храма пришло в негодность: в 1901 году на имя епископа Зарайского и Рязанского преосвященного Полиевкта было подано прошение о постройке нового каменного храма вместимостью не менее 1200 человек. В нём говорилось: «Средства для постройки горожане обязуются с текущего 1901 года до окончания постройки ежегодно вносить по 700 рублей, устроить на свои средства кирпичный завод, доставлять бесплатно подводы для подвозки необходимых материалов, нашёлся надёжный благотворитель, который обещал при закладке первого камня внести не менее тысячи рублей». Под прошением подписался грамотный крестьянин Пётр Зотов с разрешения неграмотного старосты церкви Ивана Мартынова.

Проект о постройке церкви в селе Дягилево Рязанского уезда появился 8 июня 1901 года в строительном отделении губернского правления. Подписались под проектом губернский инженер Селиванов и делопроизводитель Преображенский. Осматривать место для постройки приехали уже в феврале губернский инженер Ладыженский и барон Корф. В акте они записали, что на выбранном месте находится старое кладбище, изрытый и разрыхлённый грунт. Выяснилось, что место для церкви выбрали частично на земле Замятинских крестьян и частично на земле церковной. Грунт состоял из крепко слежавшейся глины. Церковь должна была занимать центральное место с «окружающими обществами», близкое к обществу владельца села Андрея Петровича Боде (известно, что баронский род Боде эмигрировал в Россию после Варфоломеевской ночи во время Французской революции).

О постройке нового храма в Дягилево на избранном месте объявили 24 июля 1902 года. Только вот сами крестьяне признали сие место непригодным для строительства и даже пожелали остаться с прежним храмом. Потребовали удалить даже церковного старосту Ивана Мартынова, который состоял в обществе Боде. Требовали избрать нового старосту из среды Замятина или Голицына, который будет следить за ремонтом церкви. По поручению крестьян подписался Фёдор Михайлович Кириллин. К 1916 году новый храм всё же возвели, несмотря на высокую влажность почвы на выбранном участке и на то, что участок находился в частной собственности. Противоречия всё же удалось преодолеть. Пока строили новую, молились в старой деревянной. А в апреле 1911 года императорская археологическая комиссия из здания императорского Зимнего дворца писала в Рязанскую духовную консисторию: «Императорская археологическая комиссия имеет честь уведомить консисторию, что с её стороны не встречается препятствий к производству ремонта колокольни или деревянной церкви села Дягилево Рязанского уезда, но с условием сохранения мотива двойных пролётов в этажах и изгибов верхнего карниза на прежних местах».

По штату в церкви были положены священник и псаломщик с жалованием 400 рублей. За 1915 год было получено 460 рублей доходов. К 1878 году делалась опись церковного имущества — тут хранились здесь метрические книги с 1809 года, росписи с 1843 года, в церковной библиотеке числилось 134 книги. В приходской школе грамоте обучались 76 мальчиков и 66 девочек.

Епископом Рязанским и Зарайским Димитрием 13 декабря 1916 года в селе Дягилево был освящён новый каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В описи церковного имущества отмечено усердие прихожан в строительстве храма, дан общий обзор церковного здания, сделано описание алтаря, иконостаса, хоругвей, лампад, подсвечников, ризницы, священных сосудов и облачений. 30 августа 1918 года освящены два других придела — Николая Чудотворца и иконы Божией Матери Тихвинской. Освящение проводил благочинный третьего рязанского округа Михаил Дроздов. Здание храма поделилось на две части — алтарь и настоящую церковь. Три алтаря располагались в ряд. Особой гордостью храма были иконостас, выполненный из сосны с резьбой и позолотой, и царские врата из липы, также покрытые позолотой. Центр храма украшало трёхъярусное позолоченное паникадило, увенчанное крестами, внизу с небольшим «яблоком», куда вставлены иконки четырёх евангелистов.

Впрочем, в таком виде храм прослужил прихожанам недолго. В июле 1919 года заведующему рязанским отделом юстиции по ликвидации церковных имуществ пришло письмо из главного штаба с решением это самое имущество передать куда следует. Здание храма в своём качестве служить перестало, и в 1927 году из него сделали клуб, однако ходить туда никто не согласился. На некоторое время разорённый храм снова открыли, содержа тут заключённых, которых привлекали для строительства будущего элеватора. Последней старостой служила Анна Кириллина, которая жила в здании старой больницы напротив церкви. Когда пришли люди с целью её разрушить, она прятала и долгое время не отдавала ключи от храма. Вновь храм закрыли в 1937 года, стали хранить здесь мясо и зерно. Во время Великой Отечественной войны в его стенах держали военнопленных немцев.

Спустя более полувека нашлись люди, которые занялись вопросом восстановления храма, и 11 февраля 1992 года его передали в церковную общину. Начали собирать деньги всем миром. Усилиями горожан храм освободили от пропавшего зерна, хлама и мусора. Немалую роль в восстановлении храма сыграла староста, преподаватель Рязанского радиотехнического института Антонина Селиванова. Женщина искала связи для оказания материальной помощи, завозила в церковь строительные материалы, красила и убирала. В 1993 году устранили основную проблему — яму-завал, которая образовалась накатом большегрузов и тракторов. Затем сделали крышу над куполом, а после взялись за ремонт дверей и утепление окон.

Нашёлся человек, жизнь которого круто изменилась с восстановлением храма. Молодому парню Олегу Алафинову, плотнику по профессии, предложили изготовить для храма крест с распятием Христа. Олег долго работал над воплощением, мастерил, шпатлевал, вырезал, неоднократно переделывал. В результате даже профессиональные художники не нашли в произведении изъянов. Затем Алафинов взялся за изготовление иконостасов. Вместе с фермером из Агрофениной Пустыни, мастером-самоучкой Виктором Ворониным создал иконостас придела святителя Николая Чудотворца. Оба резчика после завершения работ в Дягилевском храме трудились в Мервинской церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в Екимовском Успенском храме, в Христорождественском соборе Солотчинского женского монастыря, в храмах Шиловского, Михайловского районов других землях Рязанщины.

Колокол для храма в Дягилево весом 240 килограмм везли из Ярославля. Алтарь, центральный купол и частично окружности приделов расписал известный рязанский художник-реставратор, обрусевший немец Карл Карлович Диль. По его проекту строители возвели колокольню. Первой иконой храма стала Тихвинская Божья Матерь. Она была выполнена по заказу прихожанки из военного городка Антонины Тарановой, которой святая явилась во сне. Помогали и родственники Диля — химическая немецкая компания «Hoechst» присылала кисти и краски для росписи храма.

Первым священником во вновь открывшемся в 1993 году храме стал иерей Владимир Ефремов. Игумен Александр Чернавцев освятил 19 апреля 1992 года престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Епископ Рязанский и Касимовский Симон 2 февраля 1997 года освятил придел Божией Матери Тихвинской. 10 февраля 1999 года придел в честь Николая Чудотворца освятил протоиерей Николай Соколов. В девяностые годы XX века при храме организовали воскресную школу.

Сейчас храм продолжает восстанавливаться. Духовенство вместе с народом собирает средства на строительство новой кирпичной колокольни, проект которой уже согласован и одобрен митрополитом Рязанским и Михайловским Марком.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова