Спас-Клепики

Спас-Клепики — типичный микрогородок, куда летом может привлечь разве что Пра, а в унылую пору — лечебная провинциальность.

Спас-Клепики. Фото

Осенью местные прячутся по домам, и тогда замерший городишко впору срисовывать на календарь. Просвещённый клепиковец, несогласный со штампом унылости и неприметности, возможно, будет оправдывать свою малую родину Паустовским. Обычно писателя цитируют из книги «Горсть крымской земли». Паустовский пишет: «Ничто — ни лиловый воздух Эгейского моря, ни розовеющий мрамор Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни тусклая дымка над Парижем — ничто не может приглушить нашу память о своей стране, я испытал это на себе, когда в садах Версаля я вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце… Я не боюсь признаться, что поэзия сонного летнего дня в таком городке была ближе моему сердцу, чем величавая пустынность версальских садов».

Константин Георгиевич, явно пресыщенный Европой в далёком 1957 году прошлого века, откровенно признаётся в любви к невозмутимым Спас-Клепикам, к «домикам с рассохшимися мезонинами», к «жалобному свистку паровоза на узкоколейке», к «мальчишкам с удочками, суетливым галкам, плотникам с пилами» да «девушкам, царственно несущим на коромыслах полные вёдра с водой». Прошло больше полувека и мягко говоря, многое изменилось. Стабильность, правда, наблюдается с мезонином, который всё продолжает рассыхаться.

Человек выбрал для своего бытия места вблизи Спас-Клепиков давным-давно. Поселился он на берегах многочисленных водоёмов, о чём сегодня напоминают городища у Лебединого и Белого озёр. Происхождение названия сполна опутано преданьями. Говорят, что некогда в этом месте была речная переправа, по которой шли торговые обозы. Переправа скрывалась в дремучем лесу и мшарах, в связи с чем наплодила любителей лёгкой наживы. Более всех в этом деле преуспели братья Клепиковы. По первой легенде, братья разбогатели на душегубстве, раскаялись и построили церковь в честь Спаса, а вокруг разрослось село. По второй версии, разбойников Клепиковых всё же изловили и казнили, а во славу жизни без разбоя и грабежа возвели церковь тому же Спасу. Бытуют и более древние легенды, будто бы в склепах-углублениях, вырытых в этой земле, население спасалось от преследования татар, а в XVII веке после церковного раскола сюда переселялись старообрядцы. Отсюда «Спас». Таковы предания.

Покопались в этимологии и учёные, предположив, что название села могло происходить от клепального производства, коим промышляли здесь пару столетий назад. Учёный-географ Эдуард Мурзаев в «Словаре народных географических терминов» предполагает, что Клепики появились из народного термина «клепик — рыбоочистный ножик», что небезосновательно, ведь Пра и окрестные озёра по тем временам — знатное рыбное место. И сегодня рыбаки успешно торгуют на перекрёстке от Клепиков на Москву и Касимов: спросом пользуются вьюны, которых испокон веку ловили в мелиоративных канавах кошёлками.

В документах же село Спас-Клепики первый раз упомянули в XVII веке — то был 1676 год. В окладной книге имеется запись о Спасо-Преображенской церкви в «селе Клепикове». А вот на карте Клепики появились ещё раньше — на рубеже ХIV-XV веков. Случилось это на древнем пути речки Пры, которая в те времена соединяла древнюю Рязань и Владимир на границе Муромского (к которому относились Клепики) и Рязанского княжеств. К 1881 году Спас-Клепики оформились в волостной центр и, если верить переписи, населены были 454 жителями обоего пола, 133 из которых были признаны грамотными. Экономика тоже развивалась слабенько — на всё село имелось всего 25 рабочих лошадей.

Спасло село местоположение — у главной дороги, соединяющей Москву и Саратов. И вот уже Клепики — крупный торговый пункт: купцы застраивают центр каменными особнячками, деревянные домики ремесленников и мещан расползаются к периметру. Местный делец Савостин задумывает в селе небольшой бизнес — в 1870 году запускает ватную фабрику. Промысел даёт солидный и стабильный доход, и со временем в окрестных сёлах ватные фабрики возникают одна за другой. Нынешние не имеют с ними ничего общего: сегодня ваты получают из чистейшего хлопка, который везут из Средней Азии. На тогдашних полукустарных предприятиях сырьём служило грязное тряпьё и отходы текстильного производства, а также вполне себе эксплуатировался детский труд.

К началу прошлого столетия число жителей заметно увеличилось, большинство из них сменили соху на топоры в ватных цехах — благодаря этому Спас-Клепики в 1920 году заслужили статус города. Крестьянские мужики, уходя с сенокосов, ищут отхожие заработки в сапожных, столярных, бондарных мастерских. Достойные же мастера, прославившие Клепики на всю Россию, выходят из плотников. Строят в городе добротно, красиво и на все времена. Один такой строитель Андрей Тулупов со своим нехитрым инструментом — топором — добрался до строек Дальнего Востока, Китая, Австралии и Филиппин. Спустя годы, недоразвитый в промышленном смысле городок, признали-таки самым экологически благоприятным на Рязанщине для проживания и посещения. Ведь из производства здесь лишь трикотажная фабрика, хлебокомбинат да молочный заводик. Закрепился за Клепиками и советский образ. Неоновые вывески меркнут перед кондовым фасадом кинотеатра «Мещера», бары, сауны и прочие потехи завлекают, но с большой натяжкой.

«Поэзией сонного летнего дня» может прельститься любой, кому любопытно увидеть есенинские места, сесть за парту, за которой постигал науки самый известный рязанский поэт. В центре города сохранилось двухэтажное каменное здание. Неосведомлённый в его поисках может и заплутать, но почти каждый клепиковец направит экскурсанта куда следует. Сегодня место, где три года учился Есенин, — музей-заповедник его имени под названием «Спас-Клепиковская второклассная учительская школа». А до 1918 года располагалась здесь двухклассная церковно-приходская школа, где обучались дети крестьян, успешно окончившие начальную. А Серёжа Есенин получил звание «учителя школы грамоты» уже в двухклассной церковно-учительской школе. Есениноведы расскажут вам, что именно здесь с 1909 по 1912 годы формировался гражданский облик Сергея Есенина, а ученичество развило любовь к литературе. В 15 лет он пишет о лесах, озёрах и прочем:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

Привлекательны Клепики ещё и тем, что в этом, казалось бы, лесу работает свой сайт и «Барс». Ну а что ещё есть и чего нет в Спас-Клепиках выяснить можно,  свернув с трассы М5 из Рязани по касимовской дороге, — через 70 километров вы на месте.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова