Церковь Космы и Дамиана

Пронское село с говорящим названием Гремяки упирается своими корнями в легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного.

Церковь Космы и Дамиана. Фото

Село Гремяки с выглядывающей колокольней Космодамианской церкви, можно считать, открывает череду разрушенных и заброшенных храмов Пронского района. Деревенька первая приманит с дороги тех, кто соберётся в путешествие в сторону Пронска и Скопина. От Рязани стоит проехать не больше сорока километров, когда по левую руку появится село Гремяки.

Остановится и поглядеть никто не запретит. Местные с охоткой расскажут, что где-то в конце восьмидесятых годов прошлого века в храм залезли некие парни и подожгли сенохранилище. Крест же с колокольни сорвали, причём виновных и свидетелей так и не нашли, однако украден он не был, потому стоит теперь отдельно на местном кладбище, и на нём всегда можно увидеть свежепринесённые цветы. Судьба у храма по трагичности немногим отличается от пострадавших в советское время церквей: после Гражданской войны здесь обучали грамоте, после Великой Отечественной — устроили склад. Поговаривают, что в шестидесятых ураганом сорвало один из куполов, но куда он потом пропал, а вместе с ним и остальные, никто не знает.

11 - iohibfpwhyxsyt swmijjiela mt nusrmagujizyeg xc zwwstiacsjgeksxy

Первое же упоминание как селе, так и церкви имеется в межевых книгах 1651 года: «Того ж Кирилова монастыря село, что бывала преж сего пустошь, Гремяка на речке Гремячке, а в селе церковь св. муч. Космы и Домьяна, а в церкви деисусы месные образы и ризы и книги и колокола строенье монастырское, да на той же монастырской земле двор попа Василья, двор монастырской да крестьянских 11 дворов, людей в них 40 человек да 8 дворов бобыльских, людей в них 19 человек. Пашни пахотной и перелогу добрые земли 225 четвертей в поле, да примерно в той вотчине в селе Гремяке сверх приправочных книг 30 четвертей в поле; а писана та вотчина за Кириловым монастырем по приправочным книгам князя Ивана Львова 1627-28 года». По окладным книгам 1676 года при Космодамианской церкви упоминаются уже лишь «двор попов, двор дьячка, двор пономарский и двор просфирницын, церковной пашни 10 четвертей в поле, сенных покосов на 20 копен». По окладным книгам 1676 года при Космодамианской церкви упоминаются уже лишь«двор попов, двор дьячка, двор пономарский и двор просфирницын, церковной пашни 10 четвертей в поле, сенных покосов на 20 копен». В 1710 года бывший при той церкви поп Иван за скудностью прихода по архиерейскому указу был отпущен жить в степные места. А в далёком 1768 году церковь ту возводили уже из дубового леса в ширину по 30 аршин, а окружили каменною оградою. При церкви на реке Ямке имелась мельница. В состав прихода, кроме села с 161 двором, входили деревни Бучаны, Марьино и Добрая слобода, имевшх в общей сложности более ста дворов.

Название же своё село получило по речке Гремяке. Если верить краеведам, эта речка заслужила своё имя за то, что воды её и вытекающие ручьи как бы «гремят» и «шумят». Существует и поверье, будто возникновение села связано с живописной трагедией при царском дворе, когда Иван Грозный разгневался на сына. Письменные источники говорят, что пустошь Гремяки пожаловал царь боярину Шереметьеву, старшая сестра которого была замужем за царевичем Иваном, сыном Грозного. В связи с тем, что истинная причина гибели царевича, случившаяся 16 ноября 1581 года, до сих пор так не ясна, то и родилось местное предание о том, что Шереметьев пожаловал всю свою пронскую вотчину и село Гремяки Кирилло-Белозёрскому монастырю «на помин царевича Ивана и его жены Елены».

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова