Тюшевская икона в Городище

В Рязанской области находится не один чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери. Одна из таких икон зовётся Тюшевской.

Тюшевская икона в Городище. Фото

Особыми чудесами она прославилась во время гонений на церковь в 30-е годы XX столетия. Желающие её уничтожить были парализованы или сошли с ума, верующие — исцеляются.

Свято-Георгиевский храм села Городище Рыбновского района, в котором хранится святыня, уже отметил более сотни дней рождения. Когда именно здесь впервые была построена церковь, доподлинно неизвестно. Существует предание, что произошло это в XIV веке по приказу князя Дмитрия Донского при кладбище, где были похоронены павшие в Куликовской битве воины. Правда, каких-либо письменных доказательств этот факт пока не нашёл.

Первое упоминание храма приходится на 1628 год. В 1796 году была построена новая деревянная церковь, а в конце XIX века появилась каменная. Она служит и в наши дни. В отличие от многих храмов, этот работу почти не прекращал. Против его закрытия с приходом советской власти выступили местные жители. Но всё же в 1937 году службы прекратились, возобновившись спустя всего лишь пять лет — в начале 1942 года. До 1990-х годов Георгиевский храм в Городище был единственной действующей церковью в Рыбновском районе.

Спустя несколько лет после повторного открытия здесь нашла приют чудотворная Боголюбская «Тюшевская» икона Божией Матери. Надо сказать, что в России Боголюбская икона занимает особое положение. Это первый образ, написанный именно в России. В 1155 году князь Андрей, позже названный Боголюбским, отправился из Вышгорода в свои суздальские земли. При этом он взял с собой икону Пресвятой Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Во время путешествия кони остановились недалеко от Владимира и отказались следовать дальше. Не помогла даже смена скакунов. Князь начал молиться. Тогда ему явилась Богородица, повелев оставить икону во Владимире (ныне она известна как Владимирская икона Божией Матери), а на месте явления основать монастырь. Андрей выполнил повеления. Кроме того, в честь этого события он поручил иконописцам изобразить лик Божией Матери таким, каким он явился ему в видении. Икону назвали «Боголюбской».

В рязанских землях Боголюбская икона почиталась особо. Дело в том, что в храме села Зимарово Александро-Невского района хранился древний список с первоначальной иконы. Он демонстрировал чудеса исцеления. Святыня побывала во всех населённых пунктах, где свирепствовали эпидемии. В Рязань её привозили из Зимарово на специальном поезде, а встречать чудотворную икону приходили все горожане независимо от возраста.

Фактически в каждом храме Рязанской губернии были списки Боголюбской иконы. Один из них, в частности, имелся в Казанском храме села Тюшево, что недалеко от описываемой Георгиевской церкви села Городище. Отсюда и название этой Боголюбской иконы — Тюшевская.

фото 1026

Чудотворной её стали считать после Октябрьской революции, в связи с историей о разорении Казанской церкви. Из уст в уста переходила легенда о том, как комсомольцы пытались изъять всё ценное их храма «в пользу голодающих». Они пожаловали в храм со стамесками и стали снимать серебряный оклад с Боголюбской иконы. После того, как один из них ударил по образу инструментом, из груди Божией Матери полилась кровь. Испугавшись, они ретировались.

Но всё же храм разорили, а Тюшевскую Боголюбскую икону передали колхозному плотнику Флору. Тот соорудил из неё дверь в своём доме. Испуганные таким святотатством, местные жители перестали этот дом посещать. Флор решил состругать образ рубанком. Неверующая дочь поддержала плотника. Но стоило ему прикоснуться к иконе, как его тут же парализовало. А дочь, подначившая отца на преступление, лишилась рассудка. Испуганная жена Флора икону с дверных петель сняла и спрятала в чулан.

Возвращение Тюшевской Боголюбской иконы в храм связано с именем архимандрита Авеля. Тогда он, правда, был иеромонахом. Этот почитаемый в Рязанской области праведник, восстановивший Свято-Иоанно-Богословский монастырь, три года служил вторым священником в Георгиевском храме села Городище. Из его воспоминаний, ныне изданных отдельной книгой, многие рязанцы и узнали о чудесах Тюшевской Боголюбской иконы, происходивших на его глазах.

Именно отцу Авелю местные жители рассказали об иконе, о разорении Казанской церкви и истории плотника, наказанного за святотатство. Однажды служил на Пасхальной неделе отец Авель молебны, ходил по домам. Зашёл и в дом, где находилась чудотворная икона. Спросил он у хозяйки про образ, но та сначала не призналась. Кардинально ситуацию изменило напоминание о случившемся с её мужем. Икона вернулась в церковь, правда уже не в Казанскую, а в Георгиевскую.

1

Описывает отец Авель и чудесное восстановление святыни. После долгого использования её в качестве двери, икона требовала восстановления. Для этого был найден художник. Он решил проявить самостоятельность. После «реставрации» икона изменилась до неузнаваемости. Авель забеспокоился, что паства будет недовольна, закрыл икону скатертью. Но однажды пришёл в храм пожилой мужчина и после причастия попросил отца Авеля отслужить перед этой Тюшевской Боголюбской молебен. Просил он настойчиво, Авель согласился, но прежде решил освятить икону. Вынесли её, раскрыли и увидели, что образ принял прежний вид.

Георгиевская церковь продолжает действовать, став местом, куда идут за надеждой, исцелением и помощью в делах. Тюшевская Боголюбская икона дошла до нас в первозданном виде. Неизменной осталась и роспись храма, сделанная ещё при строительстве. Пару лет назад фрески сложно было разобрать из-за осевшей копоти. Своды помыли. Оказалось, что роспись даже не поблекла, продолжая прославлять мастеров XIX века.

comments powered by HyperComments

Наталья Соловьёва