Сапожковский краеведческий музей

Если иной краеведческий музей встретит лаптями, самоварами и прялкой, то сапожковский сразит рогами, черепами и бивнями.

Сапожковский краеведческий музей. Фото

Рога

Как любой провинциальный городок с историей и традициями, Сапожок имеет вполне стандартный и в меру уютный краеведческий музей. Если приехать на центральную (Ленина) площадь города, то между зданием отделения полиции и пожарной частью на улице Советской, 28 за газоном обнаружится двухэтажный особнячок. Это здание второго краеведческого музея (первый заняла сберкасса), организованный на общественных началах трудами историка-краеведа Ивана Андреевича Кузнецова. С 1984-го по 1990 год музей был общественным, а в 1991 включён в государственную музейную сеть и ныне — один из лучших краеведческих музеев Рязанской области. И если иной краеведческий музей встретит посетителя лаптями, самоварами и прялкой, то Сапожок сразит рогами, черепами и бивнями. Впрочем, лапти откроются взору уже после.

Посетитель палеонтологического музея Москвы, пройдя сквозь залы, выстроенные в очерёдности геологических эр Земли — архея, протерозоя, палеозоя и мезозоя, — зайдёт в последний — в зал Кайнозойской эры. Вместо скелетов динозавров здесь будут останки животных нового образца. Кайнозой — эра млекопитающих, начавшаяся 70 миллионов лет назад и текущая поныне. Вот скелет гигантского безрогого носорога индрикотерия — его нашли в Пакистане. Вот череп эндрюсарха — предка медведей, найденного в Монголии. Рядом скелет более знакомого нам мамонта. Среди экспонатов особо выделяется гигантский большерогий олень. Его рога раскинулись на 2,5 метра, а табличка гласит «Найдет в Сапожковском районе Рязанской области».

А дело было 8 июля 1926 года на реке Сапожок в двух километрах от самого городка. Крестьянин села Канино шёл на базар. Видимо, гулял, потому как не шлось ему по основной дороге, а свернулось к берегу реки. Остановившись у родничка, увидел торчащий из торфяного пласта рог. Покопался и убедился, что не так-то просто будет этот рог вытащить. О своей находке путешественник сообщил директору музея, после чего всю неделю рабочие отводили в сторону воду и бережно откапывали находку. Вскоре открылся взору скелет исполинского оленя, который высушили и на металлическом каркасе смонтировали в музее.

Москва прознала о находке и очень обрадовалась, ведь до тех пор был найден всего один исполинский олень в 15 километрах от города Камышлова Пермской губернии, хранящийся ныне в музее Екатеринбурга. В Сапожок приехали учёные, произвели замеры и, немного погодя, увезли чудо-находку в Московский музей палеонтологии, оставив сапожковцев с гипсовой копией. Да и та (копия) досталась музею Рязанского кремля после закрытия музея в Сапожке в 1956 году. Таким образом и остались сапожковцы лишь с рогами исполинского оленя, что найдёны были ещё в 1898 году в реке Стержовке близ села Канино. Впрочем, рога в зале палеонтологии тут не одиноки ― ещё имеется в наличии три черепа и кости волосатого носорога, а также бивни и кости мамонтов.

Сапожок

Далёкого гостя, как правило, интересует происхождение названия города. Отзывчивый экскурсовод Сапожковского музея предложит на выбор сразу несколько версий. Один из вариантов происхождения названия Сапожка ходит среди населения. Смысл её в том, что кто-то из царей (то ли Иван Грозный, то ли Борис Годунов) потерял здесь сапог. Ход версии дал собственный корреспондент газеты «Рязанский вестник», который, прикрывшись псевдонимом, в №3 от 3 июля 1905 года в статье «Из летописи об уездном городе», издеваясь над тем, как отмечалось трёхсотлетие Сапожка, с фельетонным настроем написал: «Так, всем, конечно, знаком рассказ, как царь Борис Годунов лет триста тому назад утерял свой опашень, шапку и сафьяновый сапог в непролазных грязях и буераках этой местности, почему город и получил название одного из этих предметов». Красивая версия стала модной, хотя реальное происхождение названия было уже известно. Всё дело в речке Сапожок. В «Новом и полном географическом словаре Российского государства, или Лексиконе» говорится: «Сапожок с 1778 года ― город Рязанского поместничества, прежде бывший Московской губернии Переяславля-Рязанского провинции, лежит на реке Сапожке, от которой и наименование своё имеет». А сам смысл раскрывается в следующем: «Сапогом, а иногда Ножкою, называлось то урочище, которое оставалось между болот и рек, или между чужих земель, примыкаясь однако ж, широким концом к своим землям». А «Сапожок и ножки — отделы земли, пашенной или луговой, вдающиеся в леса или напротив того, лесами в луга, долины и языками между вод».

Быть по сему

Как возник, чем жил и что хранит городок можно узнать в других залах музея. Ледниковый период с допотопным оленями и мамонтами сменится поздним средневековьем, когда Сапожок появился на первых географических картах. По самым достоверным историческим источникам, Сапожок возник в XVI веке при Иване IV в черте оборонительной Ряжско-Сапожковской засеки, входившей в систему оборонительных рубежей Московского государства. А основой для возникновения города стало «древнее Сапожковское городище и многочисленные окружающие это городище древнерусские селища». А так как Сапожок был одним из пограничных городов Московского государства, то нередко подвергался набегам и разорению со стороны ногайских татар, потому как находился на пути от Рязани к Москве.

Сапожковский край имел своих коренных жителей с глубокой древности оказали и этот факт доказали и продолжают доказывать археологи. В 1995 году специалисты научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Рязанской области исследовали 60 поселений, шесть городищ, 23 места, датируемых периодом от эпохи мезолита до позднего средневековья. В лидеры по находкам выбился бронзовый век: ценности находили в местах, прилегающих к Благодатному посёлку, сёлам Собчаково, Морозовы Борки, Кривель, Чёрная речка, посёлку Красная Яблонька и Купальское. Интересно, что после археологов учащиеся начальной школы Денис Мягков и Ваня Бычков нашли около Благодатного посёлка чугунный кувшин и глиняную крынку.

Монеты в окрестностях Сапожка находят до сих пор. Это и дирхемы (арабские серебряные монеты), и золотоордынские, и монеты времён Василия Тёмного, Ивана III и татарские монеты XV века. А в июне 1936 года был найден так называемый Малосапожковский клад весом два килограмма. Он содержал 817 монет, среди которых одна монета царя Ивана Грозного, четыре — царя Фёдора Ивановича, пять — Бориса Годунова, восемь ― Василия Шуйского, 766 монет ― Михаила Романова и 43 ― неопределённого времени из-за большого износа.

В узких залах музея почти затерялась картина местного художника Гущина «Быть по сему». Почти приближённым к реальности изображением Екатерины II художник напоминает о величайшем для Сапожка событии — подписании Указа о присвоении статуса уездного города в 1778 году. Проводя административно-территориальную реформу, императрица разделила Рязанскую губернию на 12 уездов. Уже через два года появился новый план застройки Сапожка. Так Сапожок стал административным центром Сапожковского уезда. Городу присвоили герб и даровали 422 десятины земли.

150 лет назад

В 1836 году началась масштабная работа по описанию Российской империи. Военное министерство и Генеральный штаб тогдашней страны остро нуждались в точных статистических сведениях о природе, ресурсах и населению страны. За 17 лет были собраны сведения по 69 губерниям. В 1860 году вышел в свет том «Материалов по географии и статистике. Рязанская губерния», написанный подполковником М. Барановичем. Страницы 521-522 посвящены Сапожку. «Девизом городу с 1778 года служит ястреб в нижней части щита на голубом поле. Подобный герб (как объяснено в Указе) дан городу потому, что в окрестностях не водится никаких других птиц, кроме ястребов». А ещё сказано: «Сапожок входил в состав оборонной линии для защиты от набегов татар с юга. Гарнизон состоял в основном из переселенцев из города Арзамаса и многие жители носят фамилию Арзамасцев. Главная городская площадь имеет квадратную фигуру и на ней стоит старинная соборная церковь и находятся гостиные ряды и лавки, бывают базары и ярмарки. Небольшие, но широкия прямыя улицы правильно пересекают город, они немощёны и в ненастное время грязны. Но так как езда небольшая, дороги в летнее время зарастают травой и приобретают опрятный вид. Дома деревянные, каменных ― не более десяти. Вообще Сапожок беден строениями и средства жителей ограничены. Купцы и мещане занимаются мелочной торговлей, кулачеством, прасольством, содержанием постоялых дворов, садов, огородов. Только один купец ведёт довольно значительную оптовую торговлю хлебом и пенькой. Значительна торговля рыбой и крупным скотом. На ярмарку в десятую по Пасхе пятницу бывает привоз шерстяных, красных и разных крестьянских товаров. Слобод пригородных шесть: Беломестная, Казачья, Годская, Кукуева, Пушкарская и Федоровская. Они населены пашенными солдатами и довольно бедны».

Краеведческий музей Сапожка — место, где каждый экспонат достоин внимания. Он помнит имена общественных деятелей и меценатов, солдат Великой Отечественной, и даже тех, кто при жизни имеет свой уголок в музее. Один из них — мастер сапожковской глиняной игрушки Тимофей Андреевич Кондрашов, живущий в селе Александро-Прасковьинка. Но это уже совсем другая экскурсия.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова