Источник жизни

В Национальном парке «Мещёрский» можно совершить увлекательную прогулку по сосновому лесу к колодцу, где не грех набрать чистой и, как считается, святой воды.

Источник жизни. Фото

Маршрут к колодцу «Источник жизни» удобней начать у села Деулино. В километре от въезда в село будет правый поворот — грунтовка, устремляющаяся в лес, к деревне Поповка. На въезде, а до него также не больше километра, в глаза бросится информационный стенд Мещёрского национального парка. На ярких брёвнышках вырисован экскурсионный маршрут, который так и называется «Источник жизни». От схемы путь будет лежать всё через тот же сосновый бор с берёзовым подлеском: если решились на прогулку пешком, то рассчитывать нужно на четыре километра дороги. И всё это в условиях лишь изредка нарушаемой безмятежности настойчивым пением птиц летом и по весне, или хрустом веток по осени и зимой. В общем, вдыхать свежесть мещёрского воздуха доведётся, как минимум, час. Автомобильная экскурсия будет иметь другую положительную сторону — как ни крути, а увезти воды удастся куда больше, чем унести.

В пункте назначения и пешеходов, и автолюбителей ожидает настоящий русский колодец, крытый бревенчатым навесом. Только воду добывать придётся не привычным способом — с помощью ворота, к которому цепью крепится ведро, а ковшом с длинной-предлинной рукояткой. Задача покажется не такой уж и лёгкой: чтобы наполнить даже одну пятилитровую бутыль, придётся постараться.

Источник жизни - 3

Интересно, что колодец, как слово, появилось на Руси куда раньше, чем само сооружение. Упоминание о нём можно найти в «Повести временных лет» в том месте, где описываются события 997 года. В тот год печенеги встали под Белгородом. В осаждённом городе начался сильный голод. Жители собрали по сему поводу вече, где приняли решение друг друга умертвить, чтобы живыми не сдаться врагам. Лишь один старец призвал выждать три дня. Женщинам он велел собрать остатки овса, сделать из овса болтушку и сварить кисель. Затем найти мёда и сварить сыту — сладкий медовый сироп. Мужчинам же велел выкопать два колодца. В один колодец вставить кадь с болтушкой, а во второй — с медовой сытой. А затем велел старик звать печенегов на переговоры. Те обрадовались, решили, что белгородцы решили наконец-таки сдаться. Осаждённые же провели печенежских гонцов в город и сказали: «Разве можно нас победить? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли». И подвели к колодцам: из одного дали испить киселя, из другого — сладкую сыту. Отведали печенеги даров и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Так в летописи появилось сказание о Белгородском киселе.

На Руси колодец был местом, так сказать, общественным. Их на деревню имелось до нескольких сооружений, и редко кто из деревенских имел собственный колодец в усадьбе. За колодцами тщательно следили — регулярно чистили и заменяли подгнившие брёвна свежими. В древности заботились не столько о сохранении качества воды, сколько верили в её страшную силу — как источника жизни для всего сущего. У колодцев совершались жертвоприношения, бьющим из земли родникам поклонялись, как божеству. Ну и вода в деревенских колодцах, как правило, считалась целебной.

В целительную силу воды верят и в нынешнее время. Не стал исключением и данный колодец. Житель Деулино рассказал поистине невероятную историю. Один из его друзей-сослуживцев как-то раз приехал в гости. Рыбалка, купание в Пре, банька — всё, как полагается. И конечно, не заехать на колодец было бы, как говорится, преступлением. Гость набрал колодезной водицы и уехал восвояси. И буквально через пару дней у друзей состоялся телефонный разговор. «Моя семья теперь боится ездить со мной в машине, — признался армейский друг. — Я всю свою жизнь страдал проблемами со зрением и с детства носил очки. Но как только попил воды из колодца, понял, что они мне больше не нужны. Вот и за руль сажусь, естественно без очков. Родственники никак поверить не могут и боятся».

Нельзя не заметить, что ближайший кустарник у «Источника жизни» утоп в верёвочках, тряпочках и ленточках желаний — в общем, во всём, что можно каким-либо образом привязать к веточке. Эта языческая традиция особенно прижилась у святых источников, где ленточки желаний соседствуют с православными иконками. Так вот, на Руси возникновение всякого источника, как правило, связывали с именем Параскевы Пятницы. На Рязанской земле таких мест немало. С великомученицей связаны источники в селе Салаур под Шилово, и между сёлами Незнаново и Семион в Кораблинском районе. По преданию, родник появлялся там, где Параскева присела отдохнуть. Место непременно становилось священным, собирало паломников, которые несли льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть. Всё это развешивали на деревьях, растущих у колодца, или даже бросали в источник. Такой выбор жертвоприношений был связан с тем, что Параскева считалась покровительницей женских работ, в том числе ткачества и прядения.

Однако, легенда о колодце под Деулино связана отнюдь не с Параскевой, а с иным не менее почитаемым святым. По преданию, в стародавние времена, в пору крепостного права деревней Картаносово владел некий помещик. И был у него пастушок лет десяти, который пас его стадо. Однажды, пригнав стадо домой, он не досчитал пары голов и пошёл обратно, на поиски. Вынужденная прогулка затянулась. В сумерках пастушок нашёл-таки недостающих коров и погнал домой. Но в двух верстах от дома, у дороги, увидел парень свечение. Подошёл ближе, и явилась перед ним икона Николая Чудотворца, от которой шёл необъяснимый свет. Мальчик прочитал молитву, перекрестился и, преодолев страх, поднял икону и понёс её к помещику. На утро они уже вместе отправились к месту находки, где обнаружили, что из земли пробивается источник, которого раньше не было. О чуде сразу же сообщили местному священнику: икона нашла своё место в церквушке, а источник был объявлен святым.

Источник жизни - 11

С колодцами всегда связывали немало поверий. Считалось, что через них можно попасть в мир мёртвых, верили, что живёт в колодцах нечистая сила. Потому, набирая воду из колодца, его сначала крестили, а затем и сами крестились. Очевидно, поговорка «от воды — жди беды» родилась в эти нелёгкие времена. Верили, что самая беда могла приключиться в ночь, зимой и до Крещения. Если все три критерия совпадали, то выбирались к колодцу ни в коем случаем не в одиночку, а толпой, но старались не шуметь и даже не разговаривать.

Напротив, оживлённо и шумно у колодцев, источников и родников на Крещение, когда происходит освящение воды. По народным представлениям, этот ритуал давал возможность изгонять из неё бесов и очищать от скверны. Освящённая в ночь на 19 января водица считалась самой что ни на есть целебной. Если же не представлялось возможным освятить все колодцы в деревне, то в каждый неосвящённый заливали святую воду. Для очищения колодца в крещенскую ночь в него опускали крестик, сложенный из щепочек.

К «Источнику жизни» с давних пор приходят и приезжают верующие круглый год, чтобы впрок запастись водой. Известно, что эта вода не портится в течение очень долгого времени и способна вылечить от недугов как человека, так и любого другого зверя.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова