Дом Эраста Гарина

Великий актёр Эраст Гарин родился в невзрачном доме на Соборной улице, рядом с которым нынче располагается Детский мир.

Дом Эраста Гарина. Фото

Многие дома Рязани интересны не столько изысканными формами, богато украшенными фасадами и прочими архитектурными излишествами, но и знаменитыми жильцами. Речь идёт, например, о доме, в котором жил Александр Солженицын, или здании, где квартировался Михаил Салтыков-Щедрин в ту пору, когда служил в наших широтах вице-губернатором. Память о великих людях, связавших, пусть и ненадолго, свою судьбу с Рязанью, в народе весьма устойчива и даже кое-где подкрепляется мемориальными досками. Но не всем таким домам повело — часть построек медленно, но верно, уходят в забвение.

Одно из таких незаслуженно позабытых зданий — невзрачный двухэтажный дом около Детского мира на Соборной улице. Именно тут родился и провёл свои юношеские годы великий русский актёр Эраст Гарин. Несмотря на то, что во многих путеводителях по Рязани имя Эраста Павловича указывается наравне с другими знаменитыми рязанцами — Иваном Павловым, Сергеем Есениным или Александром Пироговым, родной дом актёра до сих пор не обзавёлся даже мемориальной доской.

Эраст Герасимов (псевдоним Гарин будущий актёр возьмёт намного позднее) родился в 1902 году в Рязани, а детство провел в Сапожковском уезде — будучи сыном лесничего он много времени проводил вдали от города. Карьера молодого актёра началась в 1919 году на сцене Рязанского советского театра. Театр этот был сформирован из остатков последней рязанской антрепризы при содействии новой советской власти — старых «имперских» актёров перемешали с молодыми талантами. На одну сцену с 17-летним Гариным выходили будущий народный артист России Николай Боголюбов, известный по фильму «Семеро смелых», и будущий композитор, автор «Смуглянки» и «Марша демократической молодёжи мира» Анатолий Новиков.

Через год Гарин перебрался в первый самодеятельный театр Красной Армии при Рязанском гарнизоне, который базировался в Москве и больше в Рязань не вернулся. Впереди был театр Всеволода Мейерхольда — режиссёр был в восторге от рязанского воспитанника, Эраст быстро стал его любимчиком. Как вспоминали современники, Гарину позволялось критиковать не только работу самого мастера, но и игру его супруги, Зинаиды Райх. За такие дела прочие актёры моментально потеряли бы места в труппе, а Гарину всё сходило с рук. Прощать было за что — талант молодого актёра был очевиден. Далее пошёл внушительный список главных ролей и бессмертных персонажей: Гулячкин («Мандат» Н. Эрдмана), Хлестаков («Ревизор» Н. Гоголя), Чацкий в «Горе уму» (по комедии А. Грибоедова)…

Режиссерский дебют Гарина (кинофильм «Женитьба») совпал со смертью Мейерхольда, впрочем, Эраст Павлович уже был готов к самостоятельному плаванию в кино. За 46 лет кинокарьеры Гарин успел сыграть более чем в тридцати фильмах и срежиссировать семь, включая «Обыкновенное чудо» по одноимённой сказке Евгения Шварца. Комедийный, сатирический и драматический талант Гарина был признан не только критиками и зрителями, но и властью — единение в восторженных оценках было завидным, а сам Гарин стал обладателям Сталинской премии II степени, орденом «Знак Почёта», последовательно получил звание заслуженного артиста РСФСР, народного артиста РСФСР и народного артиста СССР.

Сегодняшнее поколение киноманов помнит Гарина, скорее, по роли короля из сказки «Золушка» (которая, кстати, снималась в бывшем имении фон Дервиза в Кирицах под Рязанью) и по голосу ослика Иа-Иа из советского мультфильма про Вини Пуха, в озвучивании которого Эраст Петрович принимал участие.

Использованные материалы:
Андрей Хржановский «Ученик чародея. 100 лет Эрасту Гарину»;
Ирина Сизова «Ай да мы, рязанцы!»;
Википедия, Гарин Эраст Павлович.

comments powered by HyperComments

Ольга Джафарова