Суйск и кукуи

Загадка природы степных блюдец – кукуёв, богатейшая настенная роспись на стенах брошенного храма и возможность собрать урожай подосиновиков — вот три причины посещения села в Старожиловском районе.

Суйск и кукуи. Фото

Суйские кукуи

Приветливый ландшафт на подъезде к селу Суйск всегда радовал глаз. Здешняя природа пестрит мозаикой неоднородности, что особенно заметно после скучноватого однообразия засеянных полей. То здесь, то там, среди колосящейся пшеницы, ячменя и кукурузы высятся островки леса. Не полосы лесопосадок, а именно островки. За бортом автомобиля быстро мелькают лесочки из светлой берёзки, прогалины колосящихся злаков и небольшие осиннички. И каждый раз возникает один и тот же вопрос: почему островки леса до сих пор существуют, почему не вырублены под корень? Богатство серых лесных почв обеспечило сельскохозяйственный уклад жизни здешних крестьян много веков назад и леса были уничтожены повсеместно. И вдруг такая роскошь.

Под Суйском, кажется, что лес занимает даже большую площадь, чем возделанные поля. И главное, товарными эти леса не кажутся вовсе. Если уж и вести лесное хозяйство, так нужно сажать сосну или дуб, или липу с клёном. А здесь заросли ивовых кустов, осины да берёзы. Осина — дерево, конечно, полезное. Листья приветливо дрожат на ветру, бобры её очень уважают в качестве обеда, и спички делают только из осины, да и в народе поговаривают, что осиновый кол — отличное оружие от упыря. Берёзу в больших лесах пилят на дрова и фанеру, а из местной ивы всегда плели корзины. Но заготовки древесины оправданы только в масштабах бескрайнего леса, а мыкаться по островкам, собирать с миру по нитке, когда четверть области покрыта лесом, по меньшей мере, невыгодно.

Может, островки суйского леса посажены специально, дабы остановить рост оврагов? Нет. Может, выращены для целей охоты? И здесь промах. В народе к ним издавна применяют слова «ивовый куст», «берёзовый колок», «осиновый куст», а всех вместе кое-где называют словом «кукуй», а по-научному — суффозионная западина или «степное блюдце». Леса эти имеют природное происхождение, растут сами по себе, и сколько ни вырубай, упрямо восстанавливаются на тех же местах. На карте из атласа Менде 1850 года к востоку от Суйска среди пашен видна россыпь пятен жёлтого цвета. Так изображали луга и болотины. На современном снимке с большой высоты кукуи сидят на тех же местах, но в гораздо большем количестве. Видимо, раньше люди их всё же пытались пахать, но позднее смирились. Не растёт тут рожь, и ничего не поделаешь.

42_Суйские кукуи на картах разного возраста

Экскурсия в степное блюдце — занятное предприятие. Каждый кукуй — это всегда впадина в рельефе, западина, округлое понижение. Западинки встречаются и маленькие — около тридцати метров в поперечнике, бывают и большие — до полутора сотен метров, но в подавляющем большинстве случаев имеют диаметр около восьмидесяти метров. Глубина в центре такой западины менее метра по отношению к прилегающему полю, что почти незаметно для глаза. И появляются они не везде, а на плоских, как стол, поверхностях равнин, в наибольшем удалении от речных долин. Вот и Суйск разместился на обширном плато в междуречье Истьи и Прони, куда добралась только худосочная речка Итья.

Как появляются западины? Ответ на вопрос не так прост и требует раскопок. Суйскую равнину, в том числе и огороды сельчан, покрывают обычные суглинки, на которых за тысячи лет сформировались знакомые всем плодородные серые лесные почвы. Яма-шурф в такой почве обнажает тёмно-серый грунт, постепенно светлеющий книзу. Совершенно иначе выглядит стенка шурфа в западине: на глубине сантиметров в двадцать под плотным слоем спутанной корнями дернины штык лопаты вдруг утопает как в масле. Так ведёт себя горизонт вымывания — рыхлый слоящийся на хрупкие плитки слой светло-серого цвета, похожий по текстуре на халву. Почву западин называют солодью.

Солодь возникает из серой лесной почвы под действием природных процессов суффозии — проседания грунта из-за вымывания мелких частиц глины. Суглинки легки и объёмны, потому что пористы, но при столетнем просачивании воды теряют известковый цемент, поры схлопываются, и грунт проседает. Слой, из которого вымыты частицы глины и пыли, и превращается в ту самую «халву». Часть вымытых частиц оседает сразу под ним — суглинок обогащается глиной и становится более плотным, водоупорным. Теперь он начинает задерживать влагу после весеннего таяния снега, отчего в западине-кукуе возникает мелкое озерцо. Так постепенно возникает воронка — западина. Её бесполезно пахать или пытаться засыпать. Пока на глубине в полметра будет лежать новорожденный глинистый горизонт вмывания, кукуй будет заболачиваться. Изначально плоская равнина за многие века «стареет» — покрывается едва заметными оспинами впадин.

Может, и не столь важна потеря небольшого участка почвы для сельского хозяйства, если бы не огромное число западин. Когда географы попытались подсчитать их общее число в Рязанской области, долго не могли поверить в итоговую цифру. Скрупулёзное изучение космических снимков показало, что к югу от Оки среди полей разбросано более одиннадцати тысяч кукуев. Их суммарная площадь превышает 88 квадратных километров. То есть 8800 гектаров потенциальных полей не дают урожая. Пятая часть западин и сегодня распахивается — они легко угадываются как белёсые пятна на фотографиях, сделанных с высоты птичьего полёта. Белёсые оттого, что при пропашке светлый горизонт халвы-солоди плуг трактора выворачивает наружу.

07_Степные блюдца с большой высоты

 

Это самые мелкие из кукуев. Их, не замечая, распахивают, засевают зерном, но урожая не получают. Из-за долгого застаивания воды после таяния снега, а затем и длительного переувлажнения, когда в почву не проникает кислород, культурные посевы запаздывают в росте и к моменту уборки урожая только приступают к развитию колоса. А в иных западинах посевы не прорастают вовсе — на их месте вырастают влаголюбивые травы — череда, например, или жерушник.

Эту особенность поведения растений люди приметили давно и перестали пахать кукуи, уступили их природе, и западины, предоставленные сами себе, постепенно стали зарастать. Сначала возникает «травяной колок» с влажнотравьем из щучки и осоки с чередой и речным гравилатом. На этой стадии в центре западины в течение всего года существует мелкое озерцо. К юго-востоку от Суйска в такой западине прямо посреди высокого плоского междуречного плато лежит озеро Иван — его название подписывают на всех топографических картах. Оно мелкое и зимой промерзает до дна, отчего рыба не водится, зато летом при необходимости тут можно напоить скотину.

Со временем кукуй заселяют низкорослые ивы, имеющие облик кустарника. Ивняк сначала охватывает западину по внешнему кольцу, и постепенно, вслед за исчезновением постоянного озерца, сжимает объятия, пробирается в центр. И вот уже вся западина в плену пепельной ивы. А на внешнем кольце уже селится осина или берёза. Проходит время, и кукуй превращается в «берёзовый колок» или «осиновый куст». В его центре, в ядре, всё ещё сохраняются заросли ивы, но берёза и осина с упорством их выжимают. Если кукуй оставить в покое, не рубить лес, то на финальной стадии в древостое появится дуб, и век спустя захватит власть. Из корзины воздушного шара всё разнообразие суйских кукуёв видно, как на ладони. Местное население давно прознало, что в осиновых кукуях вырастает богатый урожай подосиновиков. С одной западины в нужный день можно собрать до тридцати килограммов грибов.

Островки леса среди сплошь распаханных полей дают тень и прохладу в жаркий день, служат местами остановки или гнездования лесных птиц. Здесь обитает юркая ласка, ночуют совы, кабаны, заходят лоси. Но настоящее открытие ожидало учёных, когда они решили исследовать химический состав почв. Геохимики доказали, что степные блюдца выполняют довольно важные и своеобразные функции в ландшафте. В западину под землёй вместе с водой с окрестных полей стекают избытки вредных веществ и тяжёлых металлов. Кукуи выполняют философскую роль природных свалок химических отходов и упрямо хранят их, не выпуская обратно. Когда-нибудь вершины оврагов и балок суйской речки Итьи доберутся до кукуёв. Балка уничтожит кукуй, высосет его содержимое, а винегрет избытков тяжёлых металлов по днищу овражной промоины будет вынесен в Итью, затем в Проню, в Оку, оттуда в Волгу и далее в Каспийское море. Безопасно ли собирать грибы в кукуях, пока неизвестно. Геохимики только приступили к исследованию химического состава местных подосиновиков. А жители Суйска веками как собирали грибы, так и собирают.

Село и церковь Бориса и Глеба

Когда именно возник Суйск и почему так назван, неизвестно. В поисках сведений историки обращаются к старейшим письменным источникам, стараясь отыскать хотя бы мимолётное упоминание объекта. Для Рязанской области такими документами служат поземельные описи — писцовые книги, в которых указывались владельцы сёл и деревень, размеры и качество угодий, соотношение пашен, покосов, наличие бобровых промыслов и бортей в лесах, число крестьянских дворов.

Писцовые книги Каменского стана, а именно так называлась обширная территория современного Старожиловского района, в начале XVII века была частью Каменского стана, и село Суйск записано в соответствующей писцовой книге эпохи Смуты. Из платёжных книг 1628-1629 годов известно, что во времена первого из царствовавших Романовых селом владели казаки по фамилиям Мятлев, Калачёв, Иевлев, а также есаул Онтон Назарьев. Более ранних сведений нет, а равно и зацепок для объяснения загадочного названия села, стоящего в середине пути из Рязани в Ряжск. В конце XVII века в селе стояла деревянная церковь Бориса и Глеба. О том сказано в окладной книге 1676 года — своеобразном бухгалтерском отчёте, который ежегодно составляли для описания дани, собираемой с каждой церкви. По сему документу в селе насчитывалось 19 помещичьих, 22 крестьянских и три бобыльских двора, а всю православную жизнь регулировали поп Иван и дьячок Дорофей.

Об уровне развития села в допетровскую эпоху говорит и такой факт. До проведения денежной реформы Петра I по стране ходили чешуйки — монеты клиновидной формы, напоминающие рыбью чешую. Сначала их чеканили на монетных дворах в каждом княжестве, позднее, при Елене Глинской, матери Ивана Грозного, изготовление чешуек стало монополией государства. Как такового номинала чешуйки не имели и ценились на вес: в то время взвешивали не только товар, но и деньги. Помещики, ратники, разбойники и тати — все те, кому удавалось скопить, стремились нажитое, навоёванное или награбленное припрятать до лучших времён. Погиб ли человек на войне от стрелы или был убит в лесу кистенём, упал ли с лошади или отдал концы после хмельной попойки: в каждой находке клада таится своя трагедия несбывшихся планов и надежд о том, как потратить состояние. При Петре, когда страна остро нуждалась в деньгах из-за больших расходов на армию в войне со шведами, а затем и турками, вместо серебряных монет стали вводить медные. Новые медные денежки, полушки, полуполушки, а также серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривенники, пятачки и трёхкопеечники стали штамповать на винтовых станках. Старые же деньги попали под запрет, и чешуек больше не выпускали. И вот спустя три с половиной столетия в 1954 году суйский крестьянин по фамилии Ганин отыскал на своём огороде кубышку, а в ней заветное сокровище из двухсот серебряных чешуек, неизвестно когда и кем припрятанных. Правда, в музей клад так и не попал — разошёлся по рукам. Серебряные чешуйки и сегодня, вследствие редкости и малого числа, представляют большую ценность среди коллекционеров-нумизматов.

Следующее упоминание села опять связано с зодчеством. В 1749 году вместо старой постройки возвели новый деревянный храм. За столетие и он обветшал, и тот храм из красного кирпича, что стоит в настоящее время у северного выезда из села, был построен после 13 лет работы в 1850 году — по документам, «на средства прихожан и разных благотворителей».

12_Борисоглебская церковь. Суйск

В начале ХХ века в селе действовала земская школа, где в 1915 году обучалось 65 мальчиков и 40 девочек. В состав прихода в конце XIX века входили село Суйск с 93 дворами и деревни Шумповая, Павловка, Свиридовка, Кременок и Смышловка со 109 дворами, в коих насчитывалось около 1240 человек. Размер села и благосостояние его жителей во многом определяли общий размер пожертвований. Церковная бухгалтерия зафиксировала доход храма за тот год в 362 рубля, что в пересчёте на современные деньги соответствует 350 тысячам рублей. Храм имел каменную ограду, был крыт железом и, согласно клировой ведомости, «утварью был обеспечен достаточно», хотя, судя по сведениям 1884 года, «особо чтимых икон в храме не было».

С приходом советской власти церковь была закрыта, однако в марте 1930 года произошёл эпизод, показавший, что православный дух из села не ушёл. В окружной исполком пришла срочная почто-телеграмма, из которой стало известно, что вечером 21 марта около ста человек женщин и молодёжи, часть из них были в пьяном виде, из Суйска и соседних деревень пришли в сельсовет. Ходатаи потребовали открыть церковь и вернуть священнику дом, а затем забрали ключи у церковного старосты, открыли храм и провели службу. По сему факту было назначено расследование и выявлены зачинщики. В 1933 году в храме разместили школу, а в 1940-м его отдали колхозу и переоборудовали под хранилище для зерна. Пока неясно, когда была до основания разрушена колокольня, и сегодня лишь вертикальная полоса ступенчатых выступов кирпичной кладки по обе стороны и над проломом в западной, придорожной стене указывает на былое местоположение постройки. Пролом же, как смогли, закрыли гаражными воротами и повесили замок, так и не заделав зияющую дыру над створками. Иконостас исчез вместе с иконами.

В третье тысячелетие Суйск вошёл небольшим селом с основной девятиклассной школой, в котором по переписи 2010 года проживало около 150 человек, потеряв за век три четверти населения, подавшегося в города. Положение на оживлённой трассе волной дачников вдыхает силы в слабеющее село, главной достопримечательностью которого остаётся побитый храм Бориса и Глеба. Двери храма частенько бывают открыты, и тогда появляется возможность заглянуть внутрь.

При входе первыми бросаются в глаза огромные живописные картины слева, справа и напротив алтаря. На левой, то есть северной стене угадывается одно из чудес Христа, когда Спаситель накормил пять тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбинами. На фреске Иисус стоит в лодке, на берегу под сенью низкорослых деревьев видит множество людей, на переднем плане трое детей, в руке одного из мальчишек зажата вёрткая рыбина. На противоположной стене показана сцена Снятия с креста. Состояние вселенской скорби и человеческой несправедливости переданы столь пронзительно, что заставляют вновь и вновь неотрывно рассматривать фреску. Двое мужчин, видимо, Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский, снимают измученное тело — в правом боку Христа видна кровоточащая рана. Дело это непростое: к перекладине креста приставлена лестница. Один из мужчин, видимо, евангелист Иоанн, стоя на лестнице, удерживает тело под руки, Иосиф же обхватывает бёдра и колени Христа. Голова Спасителя безжизненно упала на правое плечо. Богоматерь узнаваема по синей тунике: от горя она повесила голову, десницей едва касается правой руки невинно убиенного сына, в левой прижатой к груди руке держит белый платок. Припавшая на колени Мария Магдалена держит длинное белое полотнище — ту самую Плащаницу.

27_Борисоглебская церковь. Суйск

Поднимите голову — по скошенным углам четверика в ажурных подтреугольных рамах декоративной лепнины изображены четыре апостола-евангелиста, каждый в своём установленном канонами стиле. Из-за плеча Луки выглядывает бычья морда крылатого тельца — жертвенного животного, символа жертвенности Христа. За спиной Матфея виднеется ангел. Марк изображён пишущим книгу, видимо, Евангелие, с пером в руке и под присмотром добродушного на вид льва. Свидетель воскрешения Христа Иоанн Богослов на фреске тоже пишет Евангелие и, по традиции, в присутствии орла.

Ещё выше, в барабане под куполом, в полный рост разместились креститель Руси Владимир Красное Солнышко и изобретатели азбуки Кирилл и Мефодий, причём Кирилл держит развёрнутый свиток, где в пяти рядах уместились аршинные буквы от «аз» до «ижицы». Прихожане храма во время богослужения могли одновременно осваивать грамоту и письмо, а храм служил не только культурным, но и образовательным центром села. До тех пор, пока в советские годы его не заменили культмассовыми мероприятиями, а затем и дискотеками в сельских клубах.

Церковь Бориса и Глеба в Суйске, четверик в стиле классицизма, увенчанный ротондой под куполом, лишённый колокольни и крестово-купольного навершия, являет редкий пример поруганных храмов, в которых по непонятным причинам уцелела часть настенной живописи. Эпоху советских гонений пережили целые полотна, пострадавшие лишь от времени и птиц, что особенно удивляет после посещения пронских храмов в Гремяках, Абакумово или Елшино, где не сохранилось даже следов былых фресок. Суйский храм тоже сильно пострадал: стены трапезной и апсиды смыли и счистили до голого кирпича. Когда-то зоркие прихожане Борисоглебского прихода, задрав головы, разглядывали сцену Вознесения — её по традиции богомазы писали на своде под куполом храма. Но и она старательно и полностью уничтожена, как и паникадило, от которого осталась висеть одинокая цепь. Однако большая часть фресок на стенах храмовой части необъяснимым образом не пострадала и ежегодно притягивает и прихожан, и любопытных туристов. Разыскать старожилов и расспросить их о том, как выглядела колокольня, когда были смыты фрески, отыскать фотографию с изображением ещё не разрушенного храма, разведать, не завалялась ли где одна из серебряных чешуек, — достойная и пока не выполненная задача для настоящего краеведа.

Суйск стоит на трассе Рязань – Ряжск у южной границы Старожиловского района, на 63 километре пути, если считать от «нулевого километра» на улице Почтовой в Рязани, или же в 50 километрах от выезда из Рязани.

comments powered by HyperComments

Алексей Водорезов